94% руководителей ведущих компаний различных отраслей экономики РФ намерены пересмотреть свои затраты на 2009 год
УрБК, Москва, 03.02.2009. Компания PricewaterhouseCoopers опубликовала результаты исследования, проведенного совместно с Ассоциацией менеджеров в период с 20 октября по 7 ноября 2008 года, в ходе которого было опрошено 100 руководителей ведущих компаний различных отраслей российской экономики. Целью исследования было выяснить, как изменились их планы в связи с кризисом, какие сложности стоят на пути развития предприятий в свете текущей ситуации, как повлияют кризисные явления на инвестиционные планы, бюджеты, кадровую и маркетинговую стратегии.
Большинство респондентов ожидает, что кризис будет краткосрочным (87% уверены в росте своих доходов в трехлетней перспективе).
В лидеры среди проблем, вызывающих наибольшую обеспокоенность, вырвался комплекс финансовых трудностей — инфляция, волатильность фондовых рынков, возрастание стоимости заемного капитала и сложности в обслуживании задолженности.
По итогам исследования, среди основных проблем, вызванных кризисом, преобладает снижение ожиданий относительно роста (60%). 54% ожидают задержки в реализации инвестиционных планов. Повышение процентных ставок по кредитам и ограничение доступа к финансам отметили 47% и 44% соответственно. Последнее место заняло сокращение объемов производства и разработки новых продуктов и услуг — 23%.
В категории «источники финансирования» кредиты со значительным отрывом уступили собственным средствам компаний. 71% опрошенных предполагают использовать для финансирования развития компании собственные средства. Несмотря на то, что возможности кредитования в ближайшее время окажутся затруднены, на заемный капитал рассчитывают 50% опрошенных. Возможность привлечения средств из государственных инвестиционных фондов рассматривают 22%. Частный или венчурный капитал рассчитывают привлечь 15% респондентов, продажу активов планируют 10%, выход на фондовые рынки — 8% из числа топ-менеджеров.
Большинство руководителей полагают, что кризис скажется на финансировании планов развития компаний (78%) и повлияет на разработку стратегии (89%). Кроме того, 94% респондентов намерены пересмотреть свои затраты на 2009 год.
О намерении внести значительные изменения в стратегию развития компании в свете текущей ситуации заявили 30% менеджеров. О незначительных изменениях сообщили 59% респондентов. 8% ответили, что кризис никак не скажется на их текущей стратегии.
Более половины (51%) заявили о том, что собираются несущественно изменить бюджет своей компании на внешние коммуникации (PR). 8% совсем не собираются менять бюджет. О сокращении бюджета заявила треть опрошенных (33%). 3% планируют увеличить затраты на эту деятельность.
Вместе с тем многие из опрошенных выделяют возможности, открывающиеся в свете кризисных явлений. В первую очередь, это возможность сократить издержки и избавиться от непрофильных активов. Кроме того, возможное понижение цен и стоимости многих предприятий может стать стимулом к пересмотру условий контрактов, приобретению активов и консолидации отраслей.