Обзор прессы
21.01.2009

«Коммерсантъ» и Дмитрий Беликов: «Российский авторынок откатили на два года»

PwC прогнозирует падение продаж машин на 25-50%

В 2008 году в России было продано более 3,17 млн легковых автомобилей почти на $70 млрд. Рост рынка составил 14%, что позволило ему стать самым быстрорастущим рынком в мире. Однако уже в 2009 году из-за кризиса падение продаж машин в России может составить от 25 до 50%, и рынок откатится на уровень 2006 года, когда на нем продавалось чуть более 2 млн автомобилей.

Вчера PricewaterhouseCoopers (PwC) опубликовала данные о продажах легковых автомобилей в России в 2008 году. По данным PwC, всего было продано 3,2 млн легковых машин, рост рынка составил 14%. Иномарок (как новых, так и подержанных) было продано 2,5 млн штук, российских автомобилей — 700 тыс. штук. Последние, несмотря на рост рынка, показали падение продаж в 9%. Среди иномарок наибольшей популярностью пользовались новые импортные автомобили — их было продано 1,5 млн машин на $34 млрд, это половина общей стоимости рынка в России. В то же время, подчеркнули в PwС, «впервые за всю историю» в 2008 году лучший прирост продаж показали не импортируемые новые иномарки, а иномарки, собираемые в России: рост их продаж составил 32%. Как уже сообщал «Ъ», на иномарки, собираемые в России, приходится уже более четверти внутрироссийского выпуска легковых авто (см. «Ъ» от 12 января).

Из-за начавшегося кризиса итоги 2008 года корректнее анализировать по полугодиям, пишет в своем отчете партнер PwC Стенли Рут. «Рекордно высокий рост продаж в первом полугодии» (на уровне 25-50%) сменился не только «резким замедлением», но и падением рынка во втором (до 10-15%), отмечает эксперт. Однако, несмотря на падение, Россия в 2008 году стала самым быстрорастущим авторынком мира. В Бразилии, например, прирост продаж составил 13%, в Китае не превысил 7%, в Западной Европе в целом падение составило 2%, в Германии, считающейся крупнейшим в регионе рынком — 9%. Продажи автомобилей в США снизились в 2008 году на 18%.

По мнению господина Рута, кризис может привести к тому, что российские бренды, до этого проигрывавшие рынок новым иномаркам, теперь начнут постепенно отвоевывать его. Этому будет способствовать ослабление рубля и повышение пошлин на импорт иномарок в Россию в начале 2009 года. При этом, считает Стенли Рут, повышение пошлин на ввоз иномарок не приведет к резкому росту спроса на автомобили иностранных концернов, собираемые в России. Рублевые цены на них также будут подниматься, потому что уровень локализации их сборки еще невысок, то есть значительная часть производственных затрат приходится на импорт компонентов. То, что в условиях кризиса спрос будет смещаться в сторону более доступных российских брендов, ранее прогнозировали все российские автопроизводители: АвтоВАЗ, группа ГАЗ и «Соллерс».

Ослабление рубля и повышение пошлин на иномарки ударит не только по иностранным автоконцернам, работающим в России, но и по их дилерам, отмечают в PwC. Большая их часть сейчас зарабатывает не на сервисе и ремонте автомобилей, а на их продаже, поэтому на падающем авторынке дилеры первыми сталкиваются с проблемами (затоваркой, снижением прибыли, ростом процентных ставок по кредитам или требованиями банков погасить их досрочно). Наиболее устойчивое финансовое положение, считают в PwC, будет у тех дилеров, которые продают не только иностранные, но и российские бренды.

Однако сами дилеры это мнение разделяют не полностью. Если под российскими брендами понимать Lada и ГАЗ, а не иномарки российской сборки, то утверждение PwC спорно, говорит совладелец дилерского холдинга Genser Игорь Пономарев. Дилеры с не меньшим успехом будут продавать иномарки российской сборки, поясняет он. Владимир Попов, владелец дилерского холдинга «Фаворит Моторс» (продает как иностранные, так и российские бренды), согласен, что сбалансированность продуктового портфеля важна в условиях кризиса, но отмечает, что у его компании «деньги сейчас есть не только из-за сбалансированности, но и потому, что до кризиса она не набирала кредитов и финансировала деятельность из прибыли».

В целом же, прогнозируют в PwC, кризис может привести к тому, что автомобильный рынок России откатится на уровень 2006 года, когда объем продаваемых легковых авто был на уровне 2 млн штук. Сколько конкретно будет продано в 2009 году, Стенли Рут предсказать не взялся. Он отметил лишь, что падение может составить «от 25% до 50%», то есть рынок может опуститься до 2,3-1,6 млн машин. В существующих «условиях неопределенности прогнозировать точный уровень продаж крайне сложно», признал эксперт. Другие аналитики падения на уровне 50% пока не допускают: по мнению аналитиков ИФД «Капиталъ» в 2009 году в России будет продано 2,3-2,4 млн машин, из которых 1,7 млн составят новые иномарки. Даже если авторынок России откатится на уровень 2006 года, это не станет трагедией, подчеркивают в PwC: развитые авторынки из-за кризиса возвращаются к объемам десятилетней и двадцатилетней давности.
Вернуться в раздел » Обзор прессы
Материалы по теме
31.10.2012 За 9 месяцев 2012 года в России реализация автомобилей отечественных марок снизилась на 10%

УрБК, Москва, 31.10.2012. По данным Минпромторга РФ, в январе — сентябре 2012 года на российском рынке было продано ...

29.10.2012 С начала года ввоз подержанных иномарок в Россию вырос почти на 75%

УрБК, Екатеринбург, 29.10.2012. За прошедшие девять месяцев ввоз подержанных иномарок в Россию вырос почти на 75%, в ...

10.07.2012 За первое полугодие 2012 года в России на 9% снизились продажи отечественных автомобилей

УрБК, Москва, 10.07.2012. За первые шесть месяцев 2012 года на российском рынке было продано 1,41 млн автомобилей, что ...

20.01.2012 PricewaterhouseCoopers: российские автомобильные бренды с завершением программы утилизации продолжат терять свою долю рынка

УрБК, Москва, 20.01.2012. Емкость российского авторынка в денежном выражении по итогам 2011 года увеличилась на 70%, до ...

03.05.2011 Доля продаж иномарок российской сборки выросла до 40,4%

УрБК, Москва, 03.05.2011. Продажи легковых автомобилей в I квартале 2011 года выросли на 77,7% и составили 494,5 тыс. ...