ФАС предупредила о рисках роста цен на продукты из-за новых правил торговли
УрБК, Москва, 16.12.2025. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) выступила с критикой проекта новой национальной модели торговой деятельности, разработанной Минпромторгом. Служба предупреждает, что большинство предлагаемых изменений могут привести к росту цен на продовольственные товары, пишут пишут «Известия» со ссылкой на официальный отзыв, подписанный заместителем руководителя ведомства Тимофеем Нижегородцевым.
Основной причиной для беспокойства ФАС стала инициатива об исключении стоимости логистики из 5% вознаграждения, которое поставщики выплачивают торговым сетям. В Минпромторге считают, что это уравняет условия для маркетплейсов и офлайн-ритейла. Однако антимонопольная служба полагает, что это создаст лазейку: сети получат возможность требовать с поставщиков неограниченные дополнительные платежи под видом логистических расходов.
«Это приведет к росту издержек поставщиков, транслируемых в цены на продовольственные товары», — отмечается в отзыве ФАС. Контролировать реальное назначение таких выплат, по мнению службы, будет практически невозможно.
Кроме того, ФАС настаивает на сохранении актуальности действующего закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности». Ведомство подчеркивает, что его нормы, ограничивающие немонетарные издержки поставщиков, по-прежнему необходимы, поскольку онлайн-продажи продуктов составляют лишь 4-6% рынка, а основная власть сосредоточена у торговых сетей. Жалобы от поставщиков, как свидетельствует статистика ФАС, продолжают поступать.
Среди других спорных пунктов — предложение отменить обязанность властей вести торговые реестры, что лишит регуляторов инструмента контроля, а также недостаточно проработанный, по мнению ФАС, порядок контроля за маркировкой товаров на маркетплейсах.
В итоге антимонопольная служба заключила, что представленный план «требует дальнейшего обсуждения и в представленной редакции не может быть поддержан и согласован».
Некоторые ритейлеры, например Х5 Group, указывают, что логистика стала комплексной рыночной услугой, и вопрос ограничения ее стоимости процентом от договора остается дискуссионным. Маркетплейсы, в свою очередь, выступают против избыточного регулирования, но готовы поддержать отдельные инициативы, например разрешение владельцам пунктов выдачи заказов (ПВЗ) работать с несколькими площадками одновременно.




