За первые семь месяцев 2024 года Екатеринбург посетили 1 млн 126 тыс. 962 туриста. Экономике города они принесли порядка 11,8 млрд руб. Такие данные на брифинге, организованном Уральской ассоциацией туризма (УАТ), озвучила руководитель муниципального учреждения «Столица Урала» Татьяна Белик.
По ее данным, рост туристического потока наблюдался во все месяцы 2024 года. Так, в январе 2024 года Екатеринбург посетило на 33% больше туристов, чем годом ранее. В феврале рост составил 34%, в марте и апреле — 44% и 67%, в мае — 14%, в июне и июле — 18% и 6% соответственно.
Большинство туристов, посещающих Екатеринбург, прибывают из соседних регионов. На первом месте по числу гостей находится Челябинская область, за ней идет Пермский край, ХМАО и Тюменская область. Как правило, жители этих субъектов РФ едут в Екатеринбург за культурой, развлечениями и шопингом.
Как отметила Татьяна Белик, одним из главных драйверов роста интереса туристов становятся массовые культурные мероприятия. Так, например, во время проведения выставки ИННОПРОМ или Ural Music Night билеты в столицу Среднего Урала покупают на 20% чаще, чем в другие периоды. На прошедшей в городе книжной ярмарке «Красная строка» до 15% посетителей были из других городов России.
Также отмечается изменение поведения туристов: больше половины от общего числа приезжающих в Екатеринбург — это самостоятельные путешественники, которые не пользуются услугами туристических агентств, сами составляют культурную программу и маршруты прогулок по городу, бронируют места размещения и заказывают экскурсоводов.
Рост числа туристов стал следствием комплексных усилий, предпринимаемых администрацией города. Уже в ближайшее время они будут объединены в Стратегию развития туризма, которая станет частью обновленного плана развития уральской столицы. Работа над ее наполнением ведется в настоящий момент и будет завершена до конца года.
Основными задачами, поставленными перед этим проектом, выступают обновленное позиционирование Екатеринбурга в качестве города, привлекательного для туризма, карьеры и жизни, а также наполнение жизни муниципалитета новыми локальными, федеральными и международными событиями. Это позволит сделать календарь значимых мероприятий более сбалансированным, менее сезонным за счет большего насыщения (в первую очередь зимнего периода).
Привлечению гостей в город могут также поспособствовать новые архитектурные и инфраструктурные проекты, такие как ледовая арена, благоустройство разных участков набережной реки Исети, создание зон отдыха у воды (в частности благоустройство пляжа «Электродепо»), развитие кампуса Уральского федерального университета, наполнение его технологиями и творчеством, формирование квартала Екатеринбург-Сити, обновление Литературного квартала, намеченная реконструкция здания первого городского театра («Колизея») и Екатеринбургского цирка, а также завершение трассы М12 «Восток» как драйвера автомобильного туризма.
Помимо этого, в качестве потенциальных рассматриваются возможности, которые дает спортивный туризм: бег и спортивные мероприятия становятся активным магнитом для туристов. На прошедшем в августе в Тобольске заседании Ассоциации «Города Урала» предложено создать Лигу марафонов Урала и Сибири, в которую войдут забеги Екатеринбурга, Тюмени, Тобольска, Омска, Томска и городов Урала.
Еще одной точкой притяжения туристов в Екатеринбург должно стать развитие в городе креативных индустрий: моды, кино, литературы, музыки, дизайна, IT, креативных кластеров, современного искусства.
«Мы смотрим на туризм как на инструмент смены имиджа города и его продвижения как современного, динамичного мегаполиса, привлекательного для учебы, карьеры и жизни. Туризм должен помочь городу в борьбе за человеческий капитал», — считает руководитель «Столицы Урала».
В то же время Татьяна Белик отметила и вызовы, которые стоят перед Екатеринбургом как развивающимся туристическим центром. Во-первых, это недостаточное развитие символов города и слабое использование культурного значения расположенных в нем артефактов и архитектурных объектов. Во-вторых, дисбаланс событийного туризма, значительный перекос в нем в пользу летнего сезона. Также отмечена недостаточность развития экскурсионного направления.
Среди недооцененных названы объекты природного туризма, такие как озера Шарташ и Шувакиш, лесопарки и Каменные палатки, а также объекты промышленного туризма. В качестве потенциальных символов, требующих раскрытия, отмечены уральская кухня, кинопроизводство и камнерезное дело. Среди нуждающихся в особом внимании проектов — развитие инфраструктуры для маломобильных граждан.
Преодоление этих вызовов создаст дополнительные стимулы для развития туристического потенциала Екатеринбурга.