На очередном заседании Совета по сохранению и развитию культурного наследия Екатеринбурга («Совет неравнодушных») был рассмотрен проект «Шигир. Концепция продвижения Екатеринбурга через памятники истории Урала». В ходе заседания обсуждалось, как можно популяризировать артефакты Шигирской коллекции и использовать их в продвижении Екатеринбурга, а также культурный и научный потенциал этих памятников в целом.
Уточним, что экспозиция «Шигирская кладовая» находится в Свердловском областном краеведческом музее. Ее центральным экспонатом является Большой Шигирский идол — самая древняя в мире сохранившаяся деревянная скульптура, чей возраст превышает 12 тыс. лет — она вдвое старше египетских пирамид.
Заместитель главы Екатеринбурга Сергей Плахотин в начале обсуждения отметил, что городские власти и общественность намерены продвигать Шигирского идола наравне с такими значимыми историческими памятниками, как пирамида Хеопса или Стоунхендж. Однако замглавы предложил отказаться от использования понятия «Шигирский идол» и называть его «Шигир из Екатеринбурга», поскольку у части населения слово «идол» вызывает негативные ассоциации. При этом Сергей Плахотин уточнил, что в научной среде терминология останется прежней, и историки будут использовать привычные для них названия.
Далее с докладом о концепции продвижения Екатеринбурга через памятники истории Урала выступил медиаменеджер, учредитель ИАА «УралБизнесКонсалтинг» Евгений Потапов. Он рассказал, что еще в феврале в Екатеринбурге был собран комитет, который разрабатывал стратегическую концепцию и план по развитию и продвижению Шигира.
Разработанная комитетом концепция называется Shigir.Universe (Вселенная Шигир), которая условно разделяется авторами на шесть ключевых направлений: Shigir.Ekb (продвижение Екатеринбурга), Shigir.Science (научное изучение Шигирской археологической культуры и ее наследия), Shigir.Art (популяризация наследия Шигира методами современного искусства), Shigir.Museum (развитие существующей экспозиции и привлечение к ней внимания), Shigir.World (популяризация Шигира и Екатеринбурга по всему миру), Shigir.Business (привлечение для продвижения памятника сил бизнес-сообщества, начиная от выпуска сувениров и заканчивая специализированными турами). Основная задача концепции — сложить из нее полноценную картину. Для этого в каждом пункте поставлена своя «сверхзадача». Например, для Shigir.Museum — создать обособленный музейный комплекс, посвященный данной тематике и имеющий свою инфраструктуру. В случае Shigir.Science — создать свою научную школу.
Стратегический план продвижения разложен в проекте на тактические составляющие. В их числе — создание массива научно-популярных текстов, привлечение трафика в музей; создание сайта, посвященного Шигиру. Также комитет изучает правовые тонкости, чтобы понять, как можно использовать образ в повседневности, например, бизнесу.
«Через Шигира мы получаем еще один очень важный дополнительный инструмент и ресурс. Мощные символические пласты нам жизненно необходимы, и Шигир нам позволяет уйти в 12-тысячелетнюю историю жизни Урала», — отметил член Совета неравнодушных, общественник и исследователь городского пространства Дмитрий Москвин.
Идею применения Шигирской коллекции в продвижении Екатеринбурга одобрил и глава города Алексей Орлов.
«Это то наследие, которое нам поможет позиционировать Екатеринбург в мировом пространстве. Это основная тема сегодня. Я считаю, что тема абсолютно правильная и сама концепция имеет право на жизнь как серьезнейший элемент продвижения Екатеринбурга», — прокомментировал он.