Предприятия ЕВРАЗа запустили в производство усовершенствованные рельсы и железнодорожные колеса. Новая продукция обладает высоким уровнем износостойкости и позволяет снизить уровень углеродного следа.
В 2021 году ЕВРАЗ и ОАО «РЖД» подписали на Петербургском международном экономическом форуме меморандум о сотрудничестве в области сокращения выбросов парниковых газов за счет производства и использования рельсов из стали с пониженным уровнем углеродного следа. Именно для РЖД на ЕВРАЗ ЗСМК и была произведена пилотная партия рельсов из стали с пониженным уровнем углеродного следа («зеленых» рельсов).
Углеродоемкость производства стали для их проката составила около 0,5 т CO2-эквивалента на тонну, что в четыре раза меньше, чем при доменно-конвертерном способе выплавки. Объем производства первой партии составил около 5 тыс. т. Достижение низкого углеродного следа обеспечивается за счет электрометаллургического способа производства, использования возобновляемой энергетики и оптимальной технологии с увеличением доли металлолома в шихте.
«Зеленые» рельсы Р65 категории ДТ350 поставлены в 100-метровом и 25-метровом исполнении. При этом ЕВРАЗ готов распространить технологию на другие специальные категории рельсов ДТ (ДТ350СС, ДТ370ИК, ДТ350НН).
Также недавно ЕВРАЗ НТМК отгрузил первую партию железнодорожных колес, обладающих ресурсом пробега свыше 800 тыс. км. Это почти в два раза выше стандартных показателей продукции на российском рынке. Такие низконапряжные колеса с повышенной осевой нагрузкой предназначены для российского железнодорожного транспорта.
За I квартал 2022 года продукция прошла сертификационные испытания во Всероссийском научно-исследовательском институте железнодорожного транспорта (ВНИИЖТ), а в апреле по ней был предоставлен сертификат соответствия. ЕВРАЗ НТМК получил патент на новые разработки.
Колеса с увеличенным пробегом из стали марки «Т» могут использоваться и для типовых, и для инновационных грузовых вагонов с повышенной осевой нагрузкой — 23,5 и 25 т соответственно. К особенностям колес также относятся термостабильная конструкция, пониженный вес, увеличенный запас прочности, высокая степень износостойкости. Все это дает возможность увеличить срок службы колеса, что приведет к сокращению затрат на эксплуатационное содержание вагона.
«Для нового колеса разработана специальная форма диска, благодаря чему напряжения в колесе, возникающие под нагрузкой, будут минимальными», — отметил начальник технического управления ЕВРАЗ НТМК Константин Шведов.
На сегодняшний день ЕВРАЗ НТМК выпускает более 90 видов железнодорожных колес. Вся продукция проходит необходимую сертификацию и отвечает самым высоким требованиям потребителей.
Фото предоставлено управлением по связям с общественностью ЕВРАЗа