Аэропорт Кольцово в марте 2022 года потерял почти треть от своего пассажиропотока. Сильнее всего показатели упали по международным направлениям, а на внутренних они сопоставимы с допандемийными результатами. Подобные тенденции наблюдаются не только на Урале, но и по всей стране. Ожидается, что по итогам 2022 года авиаперевозки пассажиров на международных линиях сократятся вдвое, а на внутренних — останутся на прежнем уровне. Но в Уральской ассоциации туризма считают, что сейчас невозможно дать какой-либо точный прогноз из-за большого числа неизвестных.
В марте 2022 года екатеринбургский аэропорт Кольцово обслужил 326 тыс. пассажиров, что почти на 30% меньше, чем в аналогичный период допандемийного 2019 года. Об этом рассказал директор по стратегическим коммуникациям Кольцово Андрей Клименских.
В первую очередь на снижение пассажиропотока повлияло закрытие воздушного пространства над аэропортами на российском юге, запрет на полеты в Европу для российских авиакомпаний, проблемы с авиапарком у отечественных перевозчиков. Основное уменьшение авиаперевозок наблюдается на маршрутах в Москву и международных линиях. На рейсах в столичные аэропорты перевезено 124,5 тыс. пассажиров, что на 32% ниже результатов 2019 года.
По международным направлениям пассажиропоток снизился на 58%, составив 55,8 тыс. человек. Из-за ограничений в авиационной отрасли произошла отмена или существенное снижение регулярных и чартерных рейсов по традиционным для данного периода туристическим направлениям — Египет, Доминикана и другие.
«При этом от еще большего падения показателей перевозок удержало только развитие полетных программ авиаперевозчиков в страны ближнего зарубежья — Армению, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан», — говорится в сообщении.
В то же время объем внутренних перевозок остается на сопоставимом уровне с 2019 годом, но при этом он снизился на 19% по сравнению с рекордным для данного сегмента перевозок 2021 годом. Из-за закрытия воздушного пространства над аэропортами юга России пассажиропоток в Кольцово уменьшился на 29 тыс. человек.
Похожие тенденции наблюдаются по всей России. В марте пассажиропоток российских авиакомпаний на международных рейсах снизился в четыре раза, а за весь I квартал — в два раза по сравнению с аналогичными периодами 2021 года. Но на внутренних авиаперевозках наблюдается рост.
На этом фоне «Государственная транспортная лизинговая компания» (ГТЛК) выдвинула прогноз, что общий объем авиаперевозок в 2022 году сократится на 10% по сравнению с 2021 годом. При этом на внутренних направлениях этот показатель сохранится на прежнем уровне, а на международных — уменьшится вдвое.
Однако президент Уральской ассоциации туризма (УАТ) Михаил Мальцев отнесся к предположению ГТЛК скептически.
«В данной ситуации можно делать любые прогнозы, потому что слишком много неизвестных и сейчас прогнозы в части авиации, особенно международной, будут чем-то напоминать лотерею. Уж больно много факторов, которые невозможно предугадать. То, что вы озвучили, — одна из версий. Я тут же могу предложить десяток других, аналогичных, с большими или меньшими показателями», — прокомментировал М. Мальцев.
По его мнению, сейчас ключевыми факторами является развитие международной ситуации и вопрос о лизинговых самолетах. Уточним, что иностранные лизингодатели потребовали у российских перевозчиков вернуть им предоставленные самолеты — 531 судно. Уже сейчас арестовано примерно 6% флота отечественных авиакомпаний.
По мнению президента УАТ, оба указанных выше фактора предсказать невозможно — любое постановление или международное решение может кардинально изменить положение вещей.
Помимо этого, на ситуацию повлияет и финансовая сторона вопроса, добавил эксперт. Причем речь идет как о платежеспособности населения, так и поддержке авиационной отрасли со стороны государства.
«Что касается Уральского региона, то мое виденье следующее — уже ясно количество субсидированных рейсов и новых направлений на весеннюю и летнюю навигацию. Поэтому тут и прогнозов делать не надо. Здесь все и так по России очевидно. То, что присутствует, примерно в том же объеме и будет в расписании Кольцово», — добавил М. Мальцев.
Президент УАТ также сообщил, что сейчас ведутся интенсивные переговоры с рядом стран по поводу регулярного и чартерного авиасообщения с Екатеринбургом и другими уральскими городами. Здесь большая надежда на Юго-Восточную Азию и средиземноморские страны.
В то же время эксперт отметил, что не стоит ставить крест на Европе. При улучшении политической ситуации возможно, что такие направления, как, например, Италия, Болгария и Венгрия, вновь станут актуальны в туристической повестке, считает М. Мальцев. Также возможен сценарий, при котором некоторые европейские страны под давлением бизнеса будут вынуждены поставить вопрос о прямом авиасообщении с российскими городами, добавил он. Однако следует подчеркнуть, что все это только один из множества сценариев.
В итоге текущая ситуация на авиарынке является отражением политической ситуации: пока Россия находится под санкциями, а кому принадлежат самолеты остается неясным, объем международных перевозок будет падать. Причем это будет касаться даже направлений в те страны, которые не оказывают на Россию санкционного давления. В отношении внутренних направлений существенную роль играет закрытие аэропортов на юге страны, а также падение платежеспособности населения. Улучшение или ухудшение международной ситуации отразится на авиационной отрасли, но говорить о каких-то точных показателях пока трудно.