УрБК, Москва, 24.03.2022. Внешнеполитическая ситуация, приведшая к падению курса рубля и изменению логистических потоков, может повлечь за собой уменьшение импорта алкоголя в Россию на 20-40% в год. При этом в дальнейшем эксперты ожидают увеличения доли импорта из Африки, Южной Америки и стран ближнего зарубежья,
сообщает «Коммерсантъ».
По словам директора по развитию алкогольной компании Ladoga Дмитрия Исаченкова, грядущий алкогольный кризис будет сопоставим с событиями на рынке, которые последовали после финансового кризиса 2014 года.
При этом эксперты отмечают, что проблемы с ввозом алкоголя в Россию начались еще в январе 2022 года, когда из-за скопления грузов на латвийско-российской границе увеличились сроки доставки и тарифы. После падения курса рубля в начале марта некоторые импортеры остановили поставки алкогольной продукции в Россию, в результате чего у некоторых поставщиков наблюдался рост цен на 100%.
Исполнительный директор компании Fort Александр Липилин подчеркивает, что импорт снизился из-за отказа некоторых производителей Франции и Италии поставлять продукцию, а также возникших сложностей с логистикой и платежами.
По словам Дмитрия Исаченкова, его компания разрабатывает новую логистику через «дружественный пояс» стран, поскольку грузовики на границе до сих пор стоят по несколько суток, а контейнер с судна может быть снят на любом этапе из-за российского адресата. Также изучаются вопросы расчетов через прямую конвертацию валюты.
Поправки в законодательство, одобренные Советом Федерации 23 марта, должны поддержать импортеров. Предполагается, что эксперимент по маркировке импортного алкоголя акцизными марками, действующий в Калининградской области, будет расширен, а срок нанесения марок и ввоза маркированной продукции должен увеличиться с 9 месяцев до 1,5 года.
По словам Дмитрия Исаченкова, импортерам также поможет решение вопроса с параллельным импортом и упразднение таможенного оформления образцов для сертификации.
По оценкам WineRetail, на конец февраля на российском рынке могло находиться около 15% годового оборота привозного вина. Однако алкоголь входит в перечень товаров, пользующихся повышенным спросом в кризис. По данным NielsenIQ, с 21 февраля по 13 марта объем продаж алкоголя вырос на 22% по сравнению с данными прошлого года за тот же период.
Руководитель информационного центра WineRetail Александр Ставцев считает, что после стабилизации валюты рынок восстановится. Некоторые марки, вероятно, исчезнут, также ожидается увеличение поставок из Южной Америки, Северной Африки, Азербайджана, Казахстана, Армении и Грузии.