Авторская колонка
17.09.2021

Михаил Мальцев об итогах летнего туристического сезона

Михаил Мальцев об итогах летнего туристического сезонаЛетний сезон прошел по сценарию, который абсолютно тяжело и невозможно было прогнозировать, так как влияли на него и COVID-19, и связанные с этим постановления, а также погодные изменения, природные бедствия. Если мы возьмем старт сезона весенне-летнего, а не только календарное лето, то основным вопросом апреля-мая стало временное закрытие Турции и активные продажи российского юга. Фактически до конца мая уже большая часть турпакетов была распродана там.

Далее сенсационные закрытие и открытие Турции. В связи с этим в июне мы говорим о вызове для российского юга за счет нее и постановлении об обязательной вакцинации туристов. Потом к этому добавились природные катаклизмы в Крыму и Краснодарском крае. Но наш юг достойно выдержал, фактически была 100% загрузка. И даже вот эти испытания вызвали вопрос, удастся ли вынести из этого правильные мысли и решения вообще для развития российского туризма. Потому что сезон был, безусловно, уникальный, так же, как и предыдущий. Уникальный — это не значит «хороший», это значит развивался совершенно по особому сценарию.

И вышли мы по окончании лета к тому, что у нас по-прежнему важнейшим событием стало полновесное возобновление авиасообщения с Египтом и более массовое открытие шенгенских стран. Первый шаг мы видим со стороны Венгрии, которая принимает и активно работает с нашими гражданами в консульстве в Екатеринбурге. Оно готово рассмотреть, предоставить визы нашим туристам, в том числе вакцинированным «Спутником V». Это говорит о том, что мы нужны венгерскому туррынку. Они это понимают, нам интересна Венгрия как направление, поэтому будем активно сотрудничать. Если пойдет все по хорошему сценарию, нас ожидает открытие других европейских стран. Наверное, это основные моменты прошедшего лета.

Ясно, что осенью сыграет один из основных участников туристического рынка — Объединенные Арабские Эмираты. С нетерпением ждем открытия стран Европейского союза (ЕС). По-прежнему неясной является возможность, количество и интенсивность нашего сотрудничества с Китаем, Вьетнамом, в общем, странами Юго-Восточной Азии. У них традиционно огромное поле в период осенне-зимнего сезона. Если летом мы о них мало вспоминали — все-таки там единичные поездки были, то сейчас этот вопрос будет тоже в центре внимания находиться.

А так ясно, что вектор туристской жизни плавно сместился в сторону России. Сейчас основные моменты — будут ли следующие этапы «туристического кешбэка», и в каком виде. Также идет работа над новым федеральным законом о туризме, который должен упорядочить многие вопросы. Мы, Уральская ассоциация туризма, активно участвуем в этом. Мы полагаем, что основные параметры должны быть опубликованы в этом году, а в следующем году он должен быть принят. Я напомню, что предыдущий закон о туризме был в 1994 году. Так что это важнейшее будет событие.

В этот сезон в России будущее за санаторно-курортным лечением. То есть фактически на первый план выходят регионы, где есть возможности для мероприятий общеоздоровительного, укрепляющего характера. Допустим, Кабардино-Балкария или Республика Адыгея. Это уже не «экскурсионки», не подъемы на Эльбрус или экстремальные какие-то виды. Это великолепные здравницы, санатории с исключительными природными и климатическими показаниями.

Платежеспособный спрос населения, безусловно, снижается. И это отражается и на количестве путешествий, и на средней продолжительности туров, среднем чеке. Поэтому очень важно в целом эту ситуацию использовать для развития туризма и определенных программ. Наш санаторно-курортный комплекс находится не в лучшем состоянии, его надо усовершенствовать.

Мы видим крайне тяжелое, запущенное состояние туристской отрасли, отсутствие серьезных инвестиций в Свердловской области. Но мы видим и успехи наших соседей — Челябинской и Тюменской областей. Поэтому мы понимаем, что необходимо создавать, конечно, здесь целый ряд мер для создания инвестиционного климата. Развивать наш родной край. Потому что я подозреваю, что без, особенно, государственных субсидий мы видим, как сокращается количество людей, улетающих за рубеж. Как бы ни пришло нам время фиксировать, что сокращается количество людей, путешествующих там, где требуется покупка авиабилета.

Все равно, на мой взгляд, наиболее массовый туризм надо планировать с нашими ближайшими соседями. Там нет транспортной составляющей в том виде, как она есть. Там можно более спокойно подходить к вопросам безопасности, в том числе связанной с COVID-19 и прочим. Потому что мы менее зависимы от внезапных постановлений, потому что сел на машину, поехал за 250 км, и уже дома у себя, например. За этим будущее, на мой взгляд. Поэтому необходимо развивать туристскую инфраструктуру у себя и соседей.

Участники рынка сейчас чувствуют себя очень по-разному. С одной стороны, мы видим, допустим, великолепные отели, которые предоставляют множество качественных услуг и могут выступить даже как здравницы. Некоторые просто не имеют аналогов во всем УрФО, и в них в будущем вложат миллиардные инвестиции. Это пример положительный.

Есть пятизвездочный отель, который создал программы по восстановлению. В том числе — постковидному. Это крайне важно и интересно. У нас огромное количество людей переболело и нуждается в этом. И есть категория людей, которые хотят это делать в комфортных условиях.

Но при этом мы видим, что ряд городских отелей продается. То есть они находятся в бедственном положении.

Для загородных отелей год прошел очень удачно, потому что не было, по сути, предложения. Люди боялись ехать. Хорошее, теплое, жаркое лето — они чувствуют себя уверенно, хорошо, могут развиваться. Некоторые также находятся на продаже. Поэтому неоднородно.

Что касается отрасли туркомпаний, то катастрофическое положение было в прошлом июне-июле. Тогда, по нашим оценкам, 85% денег и, соответственно, доходов люди в отрасли потеряли. И, конечно, количество людей, которые покинули отрасль вынужденно или в поисках лучшего заработка, составило более 50%. Но сейчас мы видим и возвращение зарплат, и возвращение кадров, в том числе хороших кадров. Часть потеряна безвозвратно, потому что светлые, молодые и толковые головы поняли, что здесь особо нечего искать — за этот год как-то себя реализовали в других сферах. Но при этом большая часть хороших, грамотных специалистов возвращается. Ну а других мы готовим вместе с нашими вузами, входящими в состав Уральской ассоциации туризма.

Если говорить об авиации, то, конечно, мировая авиация понесла катастрофические потери. Закрылся целый ряд компаний, в том числе старейших и известнейших брендов. Но наши героически это все пережили за счет помощи государства. И сейчас очень интересный план по развитию межрегиональных и даже международных перевозок есть у представителей рынка. Все это позволит нашим гражданам путешествовать, в том числе пользуясь преимуществами дотационных со стороны нашего государства рейсов. Фактически мы можем познавать красоты нашей страны не только в лице шаблонных Москвы, великолепного Санкт-Петербурга, Калининграда. Но тысячи наших туристов узнали и о других городах. Это Калуга, Владимир, Томск, Оренбург и другие. Сместился вектор в сторону внутреннего туризма.

Михаил Мальцев, президент Уральской ассоциации туризма (УАТ)
Вернуться в раздел » Авторская колонка
Материалы по теме
14.09.2021 С пляжей в санатории

Представители туристической сферы Среднего Урала подвели итоги летнего сезона ...

02.08.2021 Представители туротрасли не ждут в этом сезоне восстановления российского выездного туризма до уровня 2019 года

УрБК, Екатеринбург, 02.08.2021. Представители туротрасли не ждут в этом сезоне восстановления российского выездного ...

05.08.2016 Туристический прогноз на 2016-2017

Свердловчане не видят альтернативы египетскому направлению ...

25.11.2014 Михаил Мальцев: Проблемы туристической отрасли приведут к ее оздоровлению

На вопросы ИАА «УралБизнесКонсалтинг» о проблемах и перспективах туристического рынка Свердловской области ответил ...

24.11.2014 Михаил Мальцев: Проблемы туристической отрасли приведут к ее оздоровлению

На вопросы УрБК ответил исполнительный директор Уральской ассоциации туризма Михаил Мальцев ...