Представители туристической сферы из Свердловской области подвели итоги летнего сезона и поделились ожиданиями от осеннего. Традиционно главными летними направлениями стали пляжные курорты — юг России и открывшаяся Турция. Из-за ограничительных мер внутренний туризм сохраняет доминирующую позицию. За рубежом в течение лета и осени успел открыться ряд перспективных направлений, но мнения о том, какие из них будут наиболее востребованными, у участников рынка разошлись.
«Летний сезон прошел по сценарию, который абсолютно тяжело и невозможно было прогнозировать, так как влияли на него и COVID-19, и связанные с этим постановления, а также погодные изменения, природные бедствия. К этому добавились природные катаклизмы в Крыму и Краснодарском крае. Но наш юг достойно выдержал, фактически была 100% загрузка. Сезон был, безусловно, уникальный, так же, как и предыдущий. Уникальный — это не значит «хороший», это значит развивался совершенно по особому сценарию», — охарактеризовал прошедший период президент Уральской ассоциации туризма (УАТ) Михаил Мальцев.
Главными направлениями этим летом стали российский юг (Краснодарский край, Крым) и успевшая закрыться и открыться Турция. По данным пресс-службы екатеринбургского аэропорта Кольцово, рейсами Екатеринбург — Сочи летом воспользовались 231,9 тыс. пассажиров, также у уральцев были востребованы Анапа (132 тыс. 908), Краснодар (60 тыс. 931), Геленджик (28 тыс. 920). Турецкую Анталью с момента открытия направления 22 июня посетили 219 тыс. 149 человек.
«На внутреннем рынке юг был доминирующим — это Сочи, Крым как самые главные направления. Но было, конечно, много экскурсионных программ в Санкт-Петербург, Казань, Байкал. По всем регионам России были продажи, но все равно основные направления — Сочи и Крым», — подтвердила руководитель компании «Туроператор РТ Плюс» Галина Терещенко.
Она также отметила, что для них, как организации, специализирующейся на внутреннем туризме, сезон был удачным. Здесь оказало влияние как и то, что многие зарубежные направления еще недоступны, так и работа программы туристического кешбэка. Единственная серьезная «просадка» в продажах была в августе, когда пошли разговоры о том, что отели начнут принимать только вакцинированных от COVID-19 или туристов обяжут привиться по месту отдыха в течение трех дней. Но в итоге ситуация выровнялась.
Осенью на российском рынке традиционно наступает сезон оздоровительного туризма. М. Мальцев и Г. Терещенко ожидают, что в этом году ситуация останется такой же. Последняя отмечает, что уже сейчас действует ряд оздоровительных программ, предлагающих хорошие цены, что особенно важно, пока «туристический кешбэк» приостановлен.
«Фактически на первый план выходят регионы, где есть возможности для мероприятий общеоздоровительного, укрепляющего характера. Допустим, Кабардино-Балкария или Республика Адыгея. Это уже не «экскурсионки», не подъемы на Эльбрус или экстремальные какие-то виды. Это великолепные здравницы, санатории с теми исключительными природными и климатическими показаниями», — рассудил президент УАТ.
При этом М. Мальцев отметил, что в Свердловской области эта сфера слабо представлена даже на фоне ближайших соседей — Челябинской и Тюменской областей, поэтому нуждается в инвестициях. В целом он считает, что уральские регионы нуждаются в развитии местного туризма, который находится если не в шаговой доступности, то хотя бы в пределах одной поездки на машине.
В отношении международного рынка собеседники УрБК сошлись на том, что примерно до ноября отдых в Турции останется актуален. Также они согласны, что среди круглогодичных теплых курортов будут востребованы Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), что подкрепляется удобными условиями вылета из уральской столицы. Но далее мнения разошлись.
Г. Терещенко возлагает огромные надежды на Доминиканскую Республику, отмечая открытие новых рейсов, в том числе прямых из Екатеринбурга. М. Мальцев, когда авиасообщение с карибским государством только открылось, высказался о потенциальном спросе на него скептически.
«Доминикана выдержит несколько рейсов из Москвы, дай бог, и все», —
говорил он УрБК в середине августа.
Противоположная ситуация сложилась с Египтом. Еще когда открылись перелеты туда, президент УАТ отметил перспективность этого направления, спрогнозировав основной поток туристов в октябре. При этом он выделял удобство африканской страны в плане расстояния, круглогодичности и цен.
«Вы знаете, у нас пока ситуация странная с Екатеринбургом. Потому что у нас не так много поставили рейсов на всю зиму, чтобы на сезон. И нам еще пока непонятно: если будет недостаток перевозки, будут высокие цены. Соответственно, Доминикана на данный момент и ОАЭ будут более востребованы. Но вот из Екатеринбурга в Египет пока нет таких массовых продаж. Плюс Египет недешевый», — возразила Г. Терещенко.
Одним из главных прецедентов на европейском рынке М. Мальцев назвал открытие авиасообщения с Венгрией, которая в том числе признала российскую вакцину от коронавируса «Спутник V» и готова сотрудничать с Россией. Все это создает большие перспективы для дальнейшего открытия Европы, считает президент УАТ.
Руководитель «РТ Плюс» подтвердила, что продажи в эту страну были в основном в виде индивидуальных экскурсионных программ, а в будущем могут добавиться и оздоровительные. Но все же к Европе в компании пока относятся с осторожностью.
Таким образом, в текущей ситуации с коронавирусной инфекцией внутренний рынок останется главным направлением. Но отдых в теплых краях осенью уступит российским здравницам. Для желающих отдохнуть у моря еще примерно полтора месяца будет актуальна Турция, а затем ее сменят более дорогие, но круглогодичные направления. Западный рынок пока имеет ограниченный спрос, и возобновление авиасообщения с Европой сейчас имеет значение скорее на долгой дистанции.