Власти Среднего Урала разработали проект программы «Снижение уровня бедности в Свердловской области на период до 2030 года». Региональное правительство намерено рассмотреть документ на своем ближайшем заседании, которое состоится 22 июля 2021 года. Однако, по мнению экспертов, перспективы достижений целевых ориентиров этой программы кажутся весьма туманными из-за того, что в ней нет никаких новаций, а соответственно, число бедных свердловчан будет в первую очередь зависеть от общеэкономической ситуации в стране.
Главные цели программы — снижение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума до 5,6% к 2030 году (в 2019 году показатель составлял 8,9%), а также рост среднедушевых доходов населения к 2030 году не менее чем в 1,5 раза к уровню 2019 года.
«Поставленные цели предполагается достигнуть путем реализации мероприятий по стимулированию общего роста реальных доходов населения, повышению уровня социального обеспечения и адресности мер социальной поддержки», — говорится в тексте документа.
Совокупный объем финансирования программы составляет 119 млрд 978 млн 336,64 тыс. руб., в том числе средства федерального бюджета — 44 млрд 909 млн руб., областного — 74 млрд 974 млн руб., местных бюджетов — 94 млн 651 тыс. руб.
Выделенные средства планируется потратить на реализацию 85 мероприятий. Примечательно, что никаких принципиально новых инициатив свердловские власти не предлагают. Львиная доля затрат по программе запланирована на реализацию мер господдержки, которые уже действуют на Среднем Урале.
Наиболее крупная статья расходов — предоставление отдельным категориям граждан компенсаций расходов и субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. На эти цели из областного бюджета предполагается выделить 41,8 млрд руб.
Еще 18 млрд 025 млн руб. планируется потратить на предоставление ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет. Из федерального бюджета на реализацию этой инициативы выделят 12,3 млрд руб., из регионального — 5,7 млрд руб.
Почти 17,4 млрд руб. потратят на обеспечение бесплатным питанием обучающихся детей-сирот, детей из малообеспеченных, многодетных семей, а также с ограничениями по здоровью. 11,6 млрд руб. выделят из областного бюджета, остальное — из федерального.
16 млрд 391 млн руб. направят на предоставление ежемесячной денежной выплаты при рождении (усыновлении) после 1 января 2018 года первого ребенка до достижения им возраста 3 лет в размере прожиточного минимума для детей, установленного в Свердловской области за II квартал предшествующего года. Все средства будут выделены из федерального бюджета.
10 млрд 375 млн руб. направят на предоставление ежемесячной денежной выплаты на ребенка до достижения им возраста трех лет семьям, нуждающимся в поддержке, при рождении после 31 декабря 2012 года третьего или последующих детей, в размере прожиточного минимума для детей. Из общей суммы 7,1 млрд руб. будут выделены из федерального бюджета, остальное — из регионального.
Около 3,7 млрд руб. из бюджета Свердловской области направят на предоставление областного материнского (семейного) капитала. 2,1 млрд руб. — на оказание государственной социальной помощи в виде социальных пособий малоимущим гражданам. 1,7 млрд руб. — на реализацию мер социальной поддержки проживающих в регионе беременных женщин, кормящих матерей; детей в возрасте до трех лет — по обеспечению полноценным питанием; детей, страдающих фенилкетонурией, галактоземией, лейцинозом, адренолейкодистрофией, тяжелыми формами пищевой аллергии с непереносимостью белков коровьего молока, и детей с экстремально низкой массой тела при рождении — специализированными продуктами питания.
2 млрд 712 млн руб. направят на оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта в виде единовременной денежной выплаты (1,9 млрд руб. из областного бюджета, остальное — из регионального). Еще 1 млрд 245 млн руб. — на выплату государственной академической стипендии студентам, обучающимся в профессиональных образовательных организациях (средства выделят из областного бюджета).
Бюджет всех остальных мероприятий по отдельности не превышает 1 млрд руб. Однако их появление в программе по борьбе с бедностью не совсем понятно. Некоторые из них нацелены на поддержку рынка труда. В частности, около 319 млн руб. будут выделены на организацию органами службы занятости населения повышения квалификации и переподготовки граждан трудоспособного возраста. Почти 122 млн руб. — на проведение мероприятий по недопущению роста уровня безработицы (организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест, содействие временному трудоустройству несовершеннолетних граждан и так далее).
Еще около 335 млн руб. предполагается выделить на реализацию регионального проекта «Адресная поддержка повышения производительности труда на предприятиях». 282 млн руб. — на оказание грантовой поддержки крестьянским (фермерским) хозяйствам, осуществляющим проекты создания и развития своих хозяйств. 262 млн руб. — на предоставление субсидий в рамках регионального проекта «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации».
Более 102 млн руб. выделят на поддержку начинающих предпринимателей, 84 млн руб. — самозанятых граждан. Речь идет о предоставлении информационно-консультационных и образовательных услуг.
По мнению экспертов, перспективы достижений целевых ориентиров этой программы кажутся весьма туманными. Во-первых, в проекте нет масштабных новых инициатив, которые могут серьезно изменить ситуацию с бедностью в Свердловской области. Региональные власти, по сути, просто перечислили федеральные и областные меры господдержки, которые уже действуют на Среднем Урале. Во-вторых, в настоящее время у региона нет финансовых ресурсов для того, чтобы запускать какие-то значимые инициативы. Соответственно, число свердловчан с доходами ниже прожиточного минимума в первую очередь будет зависеть не от действий свердловских властей, а от общеэкономической ситуации в стране. Речь идет о динамике реальных доходов, уровне инфляции, курсе долл. США и других важнейших факторах.
Фото с сайта morguefile.com (mconnors)