В Екатеринбурге начался снос недостроенной гостиницы «Дели». Процесс займет около двух месяцев, а на месте многострадального здания будет возведен торгово-офисный центр. Корреспонденты УрБК побывали на месте событий, а заодно вспомнили историю долгостроя.
Подготовка к сносу недостроенной гостиницы началась в понедельник, 5 июля. К среде на стройплощадку завезли спецтехнику. Сегодня начался разбор здания.
По словам директора АО «Ледовая арена» (принадлежит УГМК и Свердловской области) Данила Крицкого, на демонтаж объекта уйдет порядка двух месяцев. Часть обломков планируется отсыпать в котлован, а остатки отправить на полигон. При этом время для сноса выбрано, пожалуй, не самое удачное — в сухую и жаркую погоду. Чтобы сбить пыль, рабочие поливают стройплощадку из шланга, но это не самая эффективная мера.
Руководство АО «Ледовая арена» также раскрыло планы, что все-таки появится на месте долгостроя. К июлю 2023 года здесь планируется возвести торгово-офисный центр с подземным паркингом. Генеральным подрядчиком застройки выступает ООО СК «Терра». Таким образом, уже к началу осени более чем 25-летняя история «Дели» будет закончена.
Напомним, что строительство самой гостиницы началось в 1995 году по проекту ЗАО «Екатеринбурггорпроект». Но через два года работа остановилась. Российско-индийская компания «Екатеринбург-Дели» прекратила заниматься объектом, а вскоре и вовсе была ликвидирована.
В 2002 году владельцем постройки стало ООО «Торгово-деловой центр «Мегаполис», которым руководил Сергей Флеганов. Он решил превратить гостиницу в торгово-офисный центр. Администрация Екатеринбурга одобрила инициативу, но обязала владельца создать рядом с объектом на улице Куйбышева подземную парковку и подземный переход. Бизнесмен эти условия выполнил.
Начать достройку гостиницы планировалось летом 2005 года, а первые итоги работы принять в конце 2006 года. Стоимость проекта должна была составить около 30 млн долл. США. Но из-за нехватки средств собственник так и не приступил к работам.
Еще одна попытка превратить здание в действующий объект была предпринята С. Флегановым в 2012 году. Он заказал проект в архитектурном бюро, но в этот раз муниципалитет отклонил его. Главный архитектор Екатеринбурга Михаил Вяткин обосновал это наличием в городе большого количества торговых площадей и неудачным расположением здания для ТЦ. Собственнику предложили использовать «Дели» как гостиницу. Бизнесмена этот вариант не устроил.
В 2016 году ТДЦ «Мегаполис» вновь попытался «разморозить» проект. Но застройщик не выполнил взятые на себя обязательства и строительство закончилось, не успев начаться.
В 2019 году на уровне городских властей звучали разговоры о том, что недостроенная «Дели» не имеет перспектив для развития. Через год возглавлявший Екатеринбург Александр Высокинский рассказал, что площадь, занимаемая долгостроем, станет частью проекта по благоустройству набережной Исети. К концу 2020 года у гостиницы сменился собственник — АО «Ледовая арена» (60% акций АО «Ледовая арена» принадлежит УГМК, остальные 40% — МУГИСО). Изначально ее планировалось изъять у С. Флеганова по решению суда, но в итоге она была выкуплена. Областному бюджету это обошлось в 240 млн руб.
Информация о том, как будет в дальнейшем использоваться территория «Дели», менялась: например, звучали разговоры о создании здесь паркинга. Однако впоследствии уже сам губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев объявил, что на месте недостроенной гостиницы появится торгово-офисный центр. Логику этих планов глава региона не объяснил.
Между тем центр Екатеринбурга и без того насыщен торговыми и офисными площадями. АО «Ледовая арена», как предполагалось изначально, должно было зарабатывать за счет загрузки будущего спортивного объекта, который возводят на месте снесенной недостроенной телебашни. Впрочем, с учетом того, какой дефицит в загрузке испытывает «Екатеринбург Арена», не исключено, что областные власти и УГМК сомневаются в окупаемости одной только ледовой арены.