УрБК, Москва, 23.09.2020. Учитывая интерес иностранных и частных российских инвесторов, целесообразно продать 3-4 банка под контролем либо правительства, либо Центробанка РФ. Об этом в интервью газете «Известия»
заявил глава рейтингового агентства АКРА, экс-зампред ЦБ Михаил Сухов.
Как он отметил, банк как отдельный бизнес сегодня мало кого привлекает, «но совместно с крупным нишевым холдингом из реального сектора банк может быть крайне эффективным». Также привлекательное сочетание бизнеса получается при формировании под одним контролем «финансовых супермаркетов», которые, по словам эксперта, без банков еще долго будут невозможны даже при цифровизации.
«Я не говорю про продажу пакета того же Сбербанка. Но 3-4 меньших по размеру банка под контролем либо правительства, либо ЦБ продать можно и нужно. Я точно знаю, что есть некоторый интерес и иностранных, и частных российских инвесторов. Российский бизнес в целом стал намного более добросовестным, поэтому я не вижу препятствий для новых точечных инвестиций в банки», — убежден Михаил Сухов.
При этом в российском банковском секторе, по мнению эксперта, в настоящее время «сохраняется проблема негативных ассоциаций с частным капиталом как наследие неудачных бизнес-проектов».
«Основная часть рынка банковских услуг у нас принадлежит контролируемым государством банкам и дочкам иностранных групп. Они знают, как необходимо управлять своей надежностью, многие умеют хорошо продвигать розничные продукты по онлайн-каналам. Но потенциал роста за счет цифровизации имеет свои пределы, а предоставлять необеспеченные потребительские займы становится все более рискованно», — уточнил глава рейтингового агентства АКРА.
При этом новых идей для развития банковской деятельности с реальным бизнесом сегодня немного.
«Возможно, поэтому отношение кредитов банков предприятиям к ВВП упало с 40 до 30% за последние пять лет. Ведь государство — это надежный, но крайне специфический акционер — консервативный в хорошем смысле слова. Узость частного капитала в банковском секторе — наша главная проблема. Пока это вгоняет банковский бизнес в кризис креатива. Чтобы он не перерос в нечто более серьезное — дефицит оборотных средств предприятий, необходима активизация конкуренции через приватизацию банков», — пояснил Михаил Сухов.