УрБК, Москва, 09.09.2020. Клиенты Сбербанка жалуются на активное навязывание дополнительной услуги по оформлению страховки от хищений средств с дебетовых карт, которую менеджеры выдают как обязательную.
Как
сообщает «Коммерсантъ», на фоне участившихся мошеннических атак на личные сбережения граждан в условиях пандемии банки все более агрессивно продают страховки для защиты от хищений средств в том числе с банковских карт.
В частности, в редакцию издания обратился клиент Сбербанка, столкнувшийся с навязыванием страховки к дебетовой карте. В начале сентября при получении перевыпущенной карты сотрудник банка отказался выдать ее без подключения услуги «Защита карты» — страховки от несанкционированных операций на сумму до 60 тыс. руб. После оплаты страховки за 1 тыс. 590 руб. держатель карты получил квитанцию, в которой указан получатель платежа («Сбербанк страхование»), номер полиса и название услуги («Защита карты»).
Кроме того, на портале Banki.ru клиенты Сбербанка только в сентябре описали несколько похожих историй. Так, пожилой мужчина (88 лет) отправился снимать пенсию в Сбербанке, а вернулся домой, по словам родственников, с дебетовой картой «Мир» и страховкой стоимостью почти 1 тыс. 300 руб. По словам еще одного клиента, после подписания документов на навязанную ему услугу (защиту карты) сотрудник заявил, что «обратного пути нет», то есть отказаться от нее нельзя. Другая клиентка Сбербанка, которой все-таки удалось отбиться от навязываемой допуслуги, уточнила, что обычно процедура перевыпуска карты занимает 10 минут, однако в этот раз «растянулась на полчаса», поскольку ей «начали навязывать страховку».
Между тем в самом банке подчеркивают добровольность данной страховки, не отрицая при этом случаев злоупотреблений со стороны отдельных сотрудников кредитной организации. Представители Сбербанка заверили, что «клиент на свое усмотрение может заключить договор страхования банковских карт; оформление такого договора не является условием выдачи карты».
Кроме того, в кредитной организации пояснили, что «в течение 14 дней после оформления клиент может расторгнуть договор и вернуть уплаченную премию в полном объеме». Однако на вопросы о причинах такой сверхактивности сотрудников по продаже страховок от хищений в том числе путем введения клиентов в заблуждение в банке отвечать не стали.
При этом в Центробанке такую практику навязывания дополнительных страховых услуг при выдаче (перевыпуске) дебетовых карт считают недобросовестной. Вместе с тем подобные жалобы от клиентов поступают не так часто, но в каждом случае предпринимаются «необходимые шаги для защиты прав потребителей». Более того, в ЦБ заверили: если страховка все же была навязана, при желании можно вернуть средства обратно, главное — вовремя подать соответствующее заявление (в течение 14 календарных дней с даты заключения договора).
В других банках также подтвердили, что у них есть аналогичные программы защиты клиентов от хищения денежных средств с дебетовых карт, но данный продукт пока не слишком востребован, даже на фоне стремительного роста случаев мошенничеств.
Ранее глава ЦБ РФ Эльвира Набиуллина сообщила, что количество звонков от мошенников в адрес клиентов банков в период пандемии выросло на 200%. Так, только за пять месяцев 2020 года регулятором было зафиксировано около 165 тыс. попыток мошеннических операций на общую сумму около 1,6 млрд руб.