Более 90% крупнейших компаний с госучастием РФ находятся в «серой зоне», и их деятельность никак не анализируется
УрБК, Москва, 27.08.2020. В результате проверки Счетная палата РФ выявила целый перечень системных проблем в сфере управления организациями с госучастием, включая недостаточное правовое регулирование данной сферы, неэффективное управление топ-менеджеров и существенные пробелы в дивидендной политике. Об этом говорится в официальном отчете ведомства по итогам проведенного аудита.
Как отмечают представители Счетной палаты, одна из проблем — отсутствие достоверной информации о количестве АО и ФГУП, подконтрольных государству.
«В настоящее время единственной системой, которая агрегирует информацию о количестве АО и ФГУП, является ФГИАС «Единая система управления государственным имуществом» (ФГИАС ЕСУГИ), за ведение которой отвечает Росимущество. Однако сведения этой системы не совпадают с аналогичными данными других информационных ресурсов (Росстат и ФНС России)», — говорится в комментарии ведомства.
В результате у государства нет точной информации о принадлежащем ему имуществе и бюджетных поступлениях, а полномочия госорганов в управлении компаниями с госучастием неодинаковы.
«Отдельная проблема — ведомственное закрепление ФГУП и АО. Проверка показала, что единых принципов в этом вопросе не установлено. В результате некоторые предприятия и общества закреплены за ведомствами без учета их отраслевой специфики. Например, за Минобрнауки числятся 114 сельскохозяйственных предприятий. Кроме того, есть так называемые ФГУП «без ведомственной принадлежности». По факту ими управляет Росимущество, но при этом не отражает информацию о таких предприятиях в бюджетной отчетности о финансовых вложениях», — говорится в отчете «Анализ практики формирования и реализации в 2017-2018 годах и истекшем периоде 2019 года дивидендной политики при осуществлении от имени РФ прав акционера (участника) хозяйственных обществ».
При этом в настоящее время нет полноценной информации и о результатах финансовой деятельности организаций с госучастием.
«Так, Минэкономразвития России в свои отчеты для Правительства РФ включает сведения только о деятельности 10 крупнейших АО. Это всего 1% от их общего количества. В результате более 90% АО находятся в «серой зоне», и их деятельность никак не анализируется. При этом выборочный анализ материалов по этим АО показал, что многие из них нестабильны или имеют отрицательную динамику», — подчеркивают аудиторы Счетной палаты.
Кроме того, во многих компаниях с госучастием не урегулированы вопросы дивидендной политики. В частности, как отмечается в документе, отсутствуют общие подходы к определению размера чистой прибыли и дивидендов, перечисляемых в доход федерального бюджета.
«Не решены вопросы применения разных систем финотчетности при расчете размера дивидендов — международной (МСФО) и российской (РСБУ). В целом в 2017-2019 годах поступления в федеральный бюджет от прибыли и дивидендов организаций с госучастием росли: по ФГУП они увеличились на 30,4% за три года, по АО — на 75,7%. При этом доходы от АО многократно превышают доходы от ФГУП — 1 трлн руб. против 19,5 млрд руб. за три года», — говорится в итоговом отчете Счетной палаты РФ.
При этом аудиторы отмечают, что большую часть поступлений дивидендов (97% совокупного размера) обеспечивают только 20 АО, то есть всего 2% от их общего количества.
«В то же время свыше 500 компаний в 2017-2019 годах вообще не перечисляли дивиденды в доход бюджета. Проверка также выявила случаи, когда одни и те же лица являлись представителями государства в органах контроля и управления компаний (от 4 до 20 АО одновременно), при этом оценка эффективности их работы не проводилась», — подчеркивают представители СП.
Между тем аудиторы обнаружили «нарушения при раскрытии информации о финансово-хозяйственной деятельности и отметили низкую эффективность ревизионных комиссий и органов внутреннего контроля». При этом для большинства топ-менеджеров компаний с госучастием не установлена обязанность по представлению сведений о полученных доходах и имуществе.