Ослабление карантинных режимов в ряде регионов и появление в расписании аэропорта Кольцово рейсов в южные города России дает жителям Свердловской области основания надеяться на полноценный отдых этим летом, а турбизнесу — на возможность приступить к работе. Однако эксперты отмечают, что рынок туристических услуг будет восстанавливаться постепенно и крайне небыстро, при этом неизбежно видоизменяясь. Каким он станет с учетом вводимых в целях безопасности ограничений, пока сказать сложно.
Как отметил на пресс-конференции в Екатеринбурге президент Российского союза туриндустрии Андрей Игнатьев, суммы, которые потерял и продолжает терять турбизнес в связи с распространением коронавируса и карантином, исчисляются миллиардами рублей.
«В регионах, в высокой степени подвергшихся эпидемии, туротрасль пострадала больше всего. Суммы по не выполненным обязательствам туроператоров перед россиянами по выездному туризму составляют порядка 112 млрд руб., по внутреннему — порядка 70 млрд руб. Это недополученные услуги, недополученная прибыль. Выход турбизнеса из этой ситуации займет год-два минимум», — пояснил эксперт.
Между тем уже сегодня некоторые субъекты РФ стали смягчать карантинные меры, а ряд зарубежных стран открывают границы для своих соседей и ведут переговоры о приеме туристов. Это, безусловно, только первый шаг к восстановлению работоспособности отрасли.
«Мы видим сейчас в расписании аэропорта Кольцово уже с июня российские регионы, в том числе Крым и Краснодарский край. Но как возможность массовой отправки наших туристов, уральцев, по южным направлениям мы рассматриваем все-таки июль. Думаю, снятие ограничений будет поэтапным: в ближайшие недели станут возможными путешествия к нашим соседям — в Челябинскую и Тюменскую области, а вот части международного туризма это в лучшем случае произойдет в августе», — рассказал директор уральского отделения Российского союза туриндустрии, директор Уральской ассоциации туризма Михаил Мальцев.
При этом эксперты сходятся во мнении, что сферу туризма ждут существенные и зачастую неприятные изменения. В первую очередь они связаны с повышенными мерами санитарно-эпидемиологической безопасности, которые вводятся в авиации и гостиничной сфере.
«Во многих странах уже меняются правила путешествий. Полеты и поездки в автобусах предлагают осуществлять только при наличии маски, как и пребывание в общественных местах. В аэропортах меряют температуру приезжающим туристам, везде стоят дезинфекторы, озонируется воздух. Придется отказаться от шведского стола в отелях, работающих в формате all inclusive, соблюдать дистанцию на пляжах и так далее. Многие граждане предпочтут индивидуальные поездки. Если говорить о том, каким будет рынок в ближайшее время — это новый вид путешествий с упором на безопасность с точки зрения эпидемии», — прогнозирует Андрей Игнатьев.
По словам экспертов, все эти изменения могут привести к росту цен на туруслуги. В условиях, когда многие уральцы потеряли работу из-за эпидемии, это будет означать уменьшение доступности путешествий. Однако здесь мнения аналитиков рынка расходятся.
«Есть версия, что зарубежные партнеры попытаются отыграться за время простоя — введут дополнительные сборы, хоть это и не даст большого эффекта. Тем не менее, на мой взгляд, увеличение стоимости турпродукта в любом случае произойдет, и связано это с ограничениями при заполнении отелей, которые уже анонсированы, а также изменением системы питания, пользования пляжами и так далее», — считает глава Уральской ассоциации туризма.
В то же время Андрей Игнатьев отмечает, что серьезный ценовой скачок не будет выгоден участникам рынка и принимающим туристов государствам. Поэтому расценки на турпродукт станут искусственно занижать, несмотря на рост себестоимости.
«Я считаю, что участники турбизнеса будут давать максимальные объемы спецпредложений, власти станут субсидировать поездки туристов в их страны и прилагать все усилия, чтобы стоимость турпродукта не поднялась. Самый большой вопрос — увеличится ли стоимость авиаперевозки, потому что вмещать в самолет такое количество людей, как раньше, скорее всего, будет запрещено. Но даже с учетом этого, по моему мнению, сам турпродукт останется на том уровне, который был до пандемии, а может, и ниже по стоимости. Потому что сейчас страны крайне заинтересованы в приезде гостей в условиях упавшего спроса», — пояснил он.
То же касается и внутреннего турпродукта. Глава РСТ уверен, что, несмотря на отложенный спрос, конкуренция сыграет сдерживающую роль в ценообразовании. За время простоя турбизнес максимально подготовился к работе в новых условиях и при первой возможности выдаст на рынок достаточный объем доступных предложений.
Впрочем, более точные прогнозы эксперты пока озвучивать не берутся. Сейчас очень многое зависит от того, насколько быстро и успешно пойдет процесс снятия карантинных ограничений как внутри Российской Федерации, так и за ее пределами. Также остается непонятным, насколько серьезные меры безопасности будут введены в разных отраслях, связанных с организацией путешествий, и как долго они продолжат действовать.