Результаты работы уральского турбизнеса в период новогодних праздников указывают на исчерпание платежеспособного спроса на зарубежных выездных направлениях. В этой ситуации эксперты связывают развитие отрасли с развитием туристической инфраструктуры Свердловской области, формированием программ, привлекательных для гостей из других стран.
Новогодние итогиВ прошедшие каникулы объем турпотока из Свердловской области оставался примерно таким же, как и год назад. География полетов, по словам экспертов, также оказалась сопоставима.
«С 28 декабря по 8 января аэропорт Кольцово обслужил более 187,7 тыс. пассажиров. В предыдущие новогодние каникулы его пассажиропоток составил около 186,3 тыс. человек.Тройку самых популярных направлений составили Москва, Санкт-Петербург и Сочи. В новогодние праздники уральцы активно вылетали на зарубежные курорты. Самыми популярными международными маршрутами стали Дубай, Пхукет, Анталья, Прага, Санья, Нячанг, Утапао и Стамбул», — рассказали в пресс-службе аэропорта Кольцово.
По словам директора туристической компании «Либерти» Ольги Свечковой, многие туристы в этом году предпочли индивидуальные туры. В основном свердловчане выбирали пляжные направления и горнолыжные курорты.
«По сравнению с прошлым годом у нас продажи в денежном выражении показали даже небольшой рост. Неплохо отработали горнолыжные направления, причем речь идет не только о Мюнхене, куда есть прямой рейс. Что касается теплых стран, продавались Таиланд, Вьетнам, Мальдивы. Достаточно много было индивидуальных путешествий», — отметила директор компании «Либерти» Ольга Свечкова.
В то же время, по мнению ряда экспертов, тревожным знаком стало появление спецпредложений на посленовогодние даты. Руководитель уральского отделения Российского союза туриндустрии, директор Уральской ассоциации туризма Михаил Мальцев полагает, что это свидетельствует об исчерпании платежеспособного спроса на зарубежный отдых.
«Прошедшие новогодние каникулы четко выявили перекосы в туризме. Количество рейсов, разлетка из Кольцово были вполне сопоставимы с прошлым и позапрошлым годами, рейсы были практически заполнены, однако на подавляющем большинстве направлений возникали сложности с их заполнением на протяжении последних 7-10 дней, что привело к определенному демпингу. Это показатель низкой покупательной способности населения и не сильно высокого спроса», — пояснил Михаил Мальцев.
Он также отметил, что данная ситуация снижает возможности для расширения туроператорами географии полетов в летний сезон и на будущую зиму, потому что они будут исходить в первую очередь из спроса.
Возможные точки ростаВ то же время эксперты отмечают, что потребность жителей Свердловской области в качественном отдыхе на территории региона остается крайне высокой на фоне недостатка загородных средств размещения. Развитие данного сегмента туризма при условии участия областных властей может дать хороший толчок всей отрасли.
«Спрос на загородные средства размещения традиционно высок на Среднем Урале в каникулярный период. Наблюдается явный ценовой перекос: в отеле «Рамада» сутки стоили 11 тыс. 500 руб. — это стандартный номер с одним завтраком. В те же даты за эти деньги можно было улететь в Стамбул, где предусматривалось проживание в течение трех дней, авиаперелет, трансферы и экскурсия. Это говорит о том, что на выездном рынке предложение развито, а на территории региона наблюдается его резкая нехватка. Необходимо привлекать инвесторов в режиме государственно-частного партнерства, финансируя за счет бюджета области инфраструктурные вопросы — коммуникации, съезды с автодорог, чтобы частный бизнес вкладывался уже в сами средства размещения, а турбизнес их наполнял, создавал интересные программы», — рассказал руководитель уральского отделения Российского союза туриндустрии.
Еще одно направление деятельности, способное кардинально изменить ситуацию в сфере туризма на Среднем Урале, связано с привлечением зарубежных гостей в регион. На сегодняшний день эта задача стала ключевой для Уральской ассоциации туризма.
«Мы сумели консолидировать работу по приглашению в регион туристов из-за рубежа. Наша задача — обеспечить на регулярных рейсах заполнение иностранными гостями до 20% мест. Это гарантировало бы развитие въездного туризма, дало бы принципиально другой импульс и сервису, и качеству туров. Приглашение в регион платежеспособных взыскательных туристов из европейских стран положительно скажется и на уровне обслуживания туркомпаний, и на обучении персонала. Это будет революционным не только для авиационной отрасли и въездного туризма, но и для всей экономики региона. На сегодняшний день Уральская ассоциация туризма видит в данной работе свою основную задачу, которую мы реализуем с помощью областных министерств», — рассказал Михаил Мальцев.
Привлечение иностранных авиакомпанийВ УАТ отмечают, что дальнейшее развитие туротрасли сегодня может быть связано с возвращением в Кольцово зарубежных авиаперевозчиков. Впрочем, участники рынка расходятся во мнениях относительно перспектив работы в данном направлении в текущих экономических условиях.
«Есть определенные сомнения в том, что подобные проекты окажутся рентабельными. В последнее время уже были попытки зарубежных авиакомпаний заходить к нам и ставить свои программы. Но положительных результатов мы не видим», — отметила директор компании «Инна-тур» Инна Аверьянова.
Однако, по словам Михаила Мальцева, если планы по обеспечению въездного турпотока будут реализованы, привлекательность Кольцово для зарубежных авиакомпаний существенно возрастет. На сегодняшний день таких перевозчиков всего три, но уже в течение года их число может удвоиться.
«Первой мы ожидаем авиакомпанию airBaltic, программы которой стартуют в начале апреля. Она во многом выступит альтернативой покинувшей нас в прошлом году авиакомпании Finnair. Последняя имела плюсы за счет большего авиапарка, иной совершенно разлетки, но, на мой взгляд, у airBaltic больше перспектив: мы рассчитываем на внимание со стороны туроператоров не только Латвии, но и всей Прибалтики за счет этого рейса. Рост интереса россиян к республикам бывшего Союза, эти ностальгические чувства обоюдны, и мы постараемся предложить зарубежным гостям интересные программы», — пояснил Михаил Мальцев.
Вторым и самым важным этапом эксперты считают возможное возвращение в Кольцово «Чешских авиалиний», которые совершили последний рейс в Екатеринбург 30 января прошлого года. Оно позволит в корне переломить ситуацию с зарубежными авиакомпаниями в Кольцово. По словам Михаила Мальцева, в настоящее время принципиальное согласие по данному вопросу достигнуто, решаются технические вопросы.
Также ожидается приход в Кольцово болгарской чартерной авиакомпании, которая свяжет Екатеринбург с Варной. Это будет важно для расширения географии, в перспективе данное направление может стать круглогодичным.
Таким образом, будущее уральского турбизнеса во многом зависит от того, удастся ли турсообществу реализовать свои планы по привлечению в регион иностранных гостей. Решение этой задачи может повлечь за собой не только развитие сферы услуг и повышение качества работы туристических компаний на внутреннем рынке. Оно также будет способствовать возвращению в Кольцово зарубежных перевозчиков, что непосредственно отразится на имидже Екатеринбурга.