В ходе внеплановых контрольных мероприятий Росздравнадзор выявил в Свердловской области и Екатеринбурге целый ряд нарушений в сфере оказания медицинской помощи и лекарственного обеспечения населения. По итогам проверки ведомство признало недостаточными меры, принимаемые минздравом региона по увеличению продолжительности жизни населения. Впрочем, эксперты отмечают, что указанные проблемы носят на Среднем Урале хронический характер, и найти эффективные способы их решения пока не удается.
Причиной организации проверки стал высокий уровень показателей смертности населения в регионе. По итогам 2018 года в Свердловской области сохранилась тенденция к росту общей смертности (на 0,7% в сравнении с 2017 годом), в том числе за счет увеличения смертности от некоторых инфекционных и паразитарных болезней (на 7,4%).
Показатели смертности на Среднем Урале остаются на 8,4% выше, чем в РФ, и на 13,7% — чем в УрФО. В 2019 году продолжается их рост к аналогичному периоду 2018 года.
Негативную тенденцию подтверждают и данные Свердловскстата, согласно которым естественная убыль населения в Свердловской области в январе 2019 года достигла 1 тыс. 749 человек, что на 54% превышает показатель аналогичного периода прошлого года (1 тыс. 153 человека). В январе 2019 года в регионе зарегистрировано 4 тыс. родившихся и 5,8 тыс. умерших.
Подобная статистика, по мнению экспертов Росздравнадзора, свидетельствует о недостаточных мерах, принимаемых в регионе по снижению смертности и увеличению продолжительности жизни населения.
В ходе проверки ведомство
выявило целый ряд нарушений и недоработок. Среди них — отсутствие структурного взаимодействия между органами управления здравоохранением Свердловской области и Екатеринбурга, недостаточная эффективность организаций, включенных в программу госгарантий системы ОМС, скорой помощи, системы диспансерного наблюдения, отсутствие единой системы маршрутизации пациентов, проблемы оснащения медорганизаций, кадровый дефицит и так далее.
Одним из важных недостатков в отчете названа слишком долгая доставка пациентов, нуждающихся в неотложной помощи, в некоторых муниципалитетах. Эта проблема постоянно обсуждается как властями, так и профсообществом, однако ситуация если и меняется в лучшую сторону, то крайне медленно. Как отмечают наблюдатели, еще в прошлом году стало известно о срыве обязательств по строительству фельдшерско-акушерских пунктов в отдаленных районах области.
Проверка Росздравнадзора также показала, что минздрав Свердловской области не выполняет предписания ведомства и систематически искажает некоторые статистические показатели. В частности, речь идет об обеспечении населения лекарственными препаратами и медицинскими изделиями бесплатно и на льготных условиях за счет средств областного бюджета.
Факты приписок в медицинских учреждениях отмечают и правоохранительные органы региона. Так, буквально на прошлой неделе суд одного из уральских городов установил, что фельдшер местной больницы намеренно вносила в медкарты пациентов ложные сведения о прохождении ими диспансеризации. Можно предположить, что случай этот носит далеко не единичный характер.
Проблема с искажением данных стала столь массовой, что является предметом обсуждения на форумах и в социальных сетях. Жители области сообщают, что при анализе статистики портала Госуслуг в личных кабинетах нередко обнаруживают информацию о якобы имевших место приемах врачей, процедурах и прохождении диспансеризации.
«Оказывается, в период с сентября 2016 года по ноябрь 2018-го я четыре раза посетила дерматолога, 6 раз побывала на приеме участкового фельдшера и в июле прошлого года прошла диспансеризацию. Итого получила медицинских услуг в поликлинике на Саперов, 3 на сумму 4 117 руб. По факту же я всего один раз была у дерматолога, а нашего фельдшера участкового ни разу не видела и никакую диспансеризацию не проходила», — пишет одна из жительниц Екатеринбурга.
Эксперты отмечают, что все эти недостатки в сфере здравоохранения на Среднем Урале возникли не единовременно, но формировались в течение как минимум нескольких последних лет. В условиях экономического кризиса, постоянной нехватки финансирования и «оптимизации» системы медобслуживания существенно сократилось число лечебных учреждений и врачей, особенно в сельской местности. Несмотря на финансирование, выделяемое региону на федеральном уровне на повышение качества медицинской помощи, на местах зачастую наблюдается противоположный эффект.
В то же время меры, принятые Росздравнадзором по итогам проверки, — штраф заместителю министра региона и представление об устранении нарушений министру — вряд ли существенно повлияют на ситуацию. Возможно, свою роль сыграет передача отчета контролирующего органа в Министерство здравоохранения РФ, Генеральную прокуратуру и губернатору Свердловской области. Здесь эксперты не исключают принятие радикальных мер, вплоть до отставки главы областного минздрава.
Напомним, что Андрей Цветков занимает эту должность чуть больше года: министром здравоохранения он назначен в декабре 2017 года, сменив на этом посту Игоря Трофимова. Первые месяцы работы министра были отмечены целым рядом конфликтов во врачебном сообществе региона. В результате с руководителями многих крупных больниц региона не были продлены контракты, и некоторые из них оставались в статусе «исполняющих обязанности» до полугода и более. Все это сказалось на областной медицине не самым лучшим образом. Осенью 2018 года Министерство здравоохранения оказалось в центре скандала с нехваткой бесплатных лекарств: в регионе их не оказалось в результате не проведенных вовремя аукционов на их приобретение.
В самом министерстве здравоохранения Свердловской области ситуацию оперативно прокомментировать не смогли.
УрБК будет следить за развитием событий.