Предстоящий «высокий» сезон на туристическом рынке Урала эксперты оценивают неоднозначно. С одной стороны, раннее бронирование прошло достаточно активно, объем заявленной туроператорами и авиакомпаниями перевозки по Турции на 27% превышает прошлогодний. С другой — реальные доходы жителей региона продолжают снижаться, что не позволяет рассчитывать на заметный рост общего турпотока на зарубежных и южных российских направлениях, связанных с длительным авиаперелетом.
Как отметил сегодня на пресс-конференции в Екатеринбурге руководитель уральского отделения Российского союза туриндустрии Михаил Мальцев, лидерами на рынке в летний сезон будут Турция и Россия (Крым и Краснодарский край). Средний чек по зарубежным направлениям увеличился примерно на 5% и ожидается на уровне 52-55 тыс. руб., по внутренним — 35-40 тыс. руб.
«Раннее бронирование прошло вполне активно, при этом география полетов принципиально не изменилась. Среди зарубежных направлений лидирует Турция: примерный рост продаж мы сегодня оцениваем в 27%. Учитывая экономическую ситуацию, скорее всего, этот рост может быть обусловлен в основном перетоком туристов с других направлений. Сопоставима с этими цифрами и динамика на российских южных направлениях, если судить по заявленным рейсам из Кольцово и других уральских аэропортов», — рассказал Михаил Мальцев.
Впрочем, эксперты сходятся во мнении, что на структуру спроса может повлиять целый ряд факторов: в первую очередь это касается открытия египетского направления, которое участники рынка все еще не исключают. Также может сказаться ценовая политика турецких отелей, в частности, уже сегодня некоторые участники рынка фиксируют повышение расценок на отдых в определенных гостиницах.
«Что касается прочих зарубежных направлений, некоторое снижение турпотока ожидается по Праге — это связано с уходом «Чешских авиалиний» из Кольцово. Объединенные Арабские Эмираты прошли свой пик популярности и также могут показать спад, Испания ожидается в тех же цифрах, что и в прошлом году, по Италии возможен рост в пределах 10%. По Греции и Кипру, которые в прошлом году существенно ухудшили свои позиции, возможно некоторое восстановление спроса в случае отсутствия Египта», — пояснил представитель Российского союза туриндустрии.
Он также отметил, что продолжается спад интереса уральцев к Западной и Северной Европе. При этом растет популярность курортов Центральной Европы, в частности, Болгарии, Венгрии, Словении.
«Россия входит в десятку основных стран, откуда к нам едут туристы: прежде всего их интересуют термальные курорты. В прошлом году рост турпотока составил около 1%, в этом году мы также ожидаем положительную динамику. У нас пройдет много фестивалей, спортивных мероприятий, съемки нового фильма по роману Анджея Сапковского «Ведьмак». Обычно туристы проводят у нас 6-7 ночей», — рассказал генеральный консул Венгрии в Екатеринбурге Сергей Сюч.
«У нас также оптимистичные ожидания от предстоящего сезона. Несмотря на некоторое уменьшение количества выданных в прошлом году виз, число туристов с Урала не сократилось: многие наши постоянные гости имеют шенгенскую визу. Сегодня полным ходом идет раннее бронирование, туристические компании активно проходят аккредитацию», — отметил генеральный консул Болгарии в Екатеринбурге Пламен Петков.
Между тем риски, связанные с уходом с рынка туроператоров, в предстоящем сезоне сохраняются. Однако, по словам директора ассоциации «Турпомощь» Александра Осауленко, это не означает, что туристов придется массово эвакуировать из стран отдыха.
«Туризм — бизнес, и риски в нем существуют. Это и изменения курса рубля, и рост стоимости топлива, что находит отражение в реализации турпродукта. Не все компании финансово устойчивы. Между тем не более 1% игроков покидает рынок каждый год — это нормальный для бизнеса показатель, однако резонанс таких событий в туротрасли огромен. И в текущем году уходить компании будут, хотя вряд ли массово. Но это не означает, что нам придется кого-то эвакуировать или активно задействовать свои фонды. За последние годы мы научились локализовывать подобные процессы, чему способствуют изменения в законодательстве», — пояснил Александр Осауленко.
Он также отметил, что большую роль в недопущении возможных проблем играют сами туристы. Сегодня они имеют возможность при покупке путевки отследить, насколько легитимен составляемый договор с агентством, с каким туроператором оно работает и имеет ли последний право на реализацию данного турпродукта. Однако далеко не все этим пользуются.
«Из всех договоров «Натали Турс» только 18% оказались легитимными, поэтому формально число пострадавших было меньше, чем ожидалось. По DSBW менее 30 обратившихся за помощью смогли доказать, что заплатили именно этому оператору. После таких случаев число граждан, которые стали проверять информацию о поставщиках туруслуг, выросло даже не в разы, а на порядки», — добавил Александр Осауленко.
Таким образом, непростая экономическая ситуация не позволяет уральскому турбизнесу надеяться на значительный рост общего объема продаж и среднего чека в предстоящем весенне-летнем сезоне. Также эксперты ожидают дальнейшего вымывания с рынка неустойчивых в финансовом отношении компаний. В результате туристам в значительной степени придется самим заботиться о собственной безопасности, чтобы не оказаться в числе пострадавших.