Турция, ставшая безусловным лидером среди зарубежных направлений для уральских туристов, может в 2019 году лишиться части турпотока. По словам участников рынка, ежегодное повышение стоимости отдыха окажется особенно чувствительным для потребителей с ограниченным бюджетом из-за увеличения на 13,5% акциза на алкоголь, которое неизбежно повлияет на цены в отелях формата all inclusive. Кроме того, часть уральцев не торопится покупать путевки на условиях раннего бронирования, надеясь на скорое открытие Египта.
Эксперты отмечают, что в прошлом году почти треть выездного турпотока по Уральскому региону в летний период пришлась на Турцию. Причем значительная часть путевок была продана в январе-марте, когда действовали условия раннего бронирования.
«По нашим оценкам, от всего выездного потока в летний период доля Турции составила примерно 32%, хотя по году она, конечно, ниже. Сезон можно назвать «турецким», потому что существенно сократилась доля Кипра, а также целого ряда других визовых средиземноморских направлений. И перераспределение произошло, очевидно, в пользу Турции», — рассказал глава Уральского отделения Российского союза туриндустрии Михаил Мальцев.
Однако в предстоящем сезоне ситуация на рынке может измениться, причем степень этого изменения эксперты пока прогнозировать не берутся. В первую очередь она будет зависеть от доступности египетских курортов для россиян.
«Основная угроза для турецкого направления может выразиться в двух моментах: это полное открытие Египта и существенное увеличение стоимости проживания. Год от года турки повышают стоимость: они видят спрос, который позволяет так поступать. На фоне не улучшающейся финансовой ситуации в России и на Урале это может привести к снижению турпотока», — поясняет Михаил Мальцев.
Впрочем, даже если полного открытия Египта не произойдет, ожидания туристов, соскучившихся по этому направлению, уже заставляют некоторых из них откладывать решение о покупке путевки на отдых. Кроме того, в последнее время на рынке открыто рекламируются бюджетные туры в эту страну с трансфером через другие государства, в частности, через Турцию, и они находят своего покупателя.
Между тем на турецком направлении в очередной раз произошла положительная корректировка цен, и этот процесс может продолжиться в самое ближайшее время. Одним из катализаторов, по словам экспертов, является повышение акцизов на алкоголь в Турции на 13,5% с 1 января 2019 года. Участники рынка отмечают, что оно вынудит отели, работающие в формате all inclusive, либо повышать расценки, либо ограничивать ассортимент напитков.
«Мы серьезно пострадали от такого роста акцизов. Особенно учитывая, что в последние годы нам приходилось идти на большие уступки в ценах в ущерб доходам, чтобы привлечь туристов в страну. Инвестор уже приложил достаточно усилий, чтобы поддержать туристический сектор. Дальнейшее увеличение расходов приведет к снижению качества сервиса в туризме», — заявил заместитель председателя Фонда содействия туризму г. Аланьи (ALTAV) Мехмет Дахагоглу местной газете Yeni Alanya.
В этой связи президент Ассоциации туристических операторов Аланьи (ALTİD) Бурхан Сили подчеркнул, что отельеры вынуждены повышать цены на свои услуги по мере увеличения затрат. Это означает рост инфляции на туристическом рынке в целом.
Следует отметить, что на сегодняшний день спрос на отдых в Турции не показывает существенного падения. Однако, по некоторым оценкам хода раннего бронирования, он уже не дотягивает до прошлогоднего уровня.
«Цены выросли по сравнению с прошлым годом, даже если сравнивать раннее бронирование. Вероятно, дальше они еще будут подрастать. И людям эти цены не нравятся. Конечно, какие-то продажи есть, но мне кажется, что их объем меньше, чем в прошлом году, когда мы все радовались восстановлению спроса. Сейчас все менее оптимистично, но определенный интерес к Турции остается, потому что альтернативы пока никакой нет», — рассказала директор туристической компании «Либерти» Ольга Свечкова.
Таким образом, для уральцев, чьи расходы с начала 2019 года ощутимо возросли, а доходы в лучшем случае остались прежними, зарубежный отдых становится все менее доступным. Если проживание в Турции существенно подорожает, это негативно повлияет на выездной турпоток в целом. Многие туристы останутся дома ждать бюджетный Египет или будут охотиться за «горящими» турами и нереальными скидками, рискуя стать жертвами недобросовестных игроков рынка.