Авиакомпания «Чешские авиалинии» (CSA Chech airlines), выполнявшая рейсы из Кольцово в Прагу, уходит из екатеринбургского аэропорта уже в начале 2019 года. Эксперты отмечают, что это нанесет серьезный удар имиджу Екатеринбурга и создаст временные сложности для туротрасли. Единого мнения по поводу того, кто заполнит образовавшуюся на рынке нишу, у представителей турбизнеса сегодня нет.
Глава Уральского отделения Российского союза туриндустрии Михаил Мальцев отмечает, что руководство «Чешских авиалиний» пока не озвучило причины своего решения. Однако, по мнению эксперта, оно не может быть связано с недостаточной загрузкой рейсов: направление активно развивается, и спрос на него хороший.
«Чехия сегодня — направление № 1 для екатеринбургских туристов, если говорить о Европе. Спрос на него очень неплохой, и самолеты прекрасно заполнялись», — рассказал Михаил Мальцев.
В то же время член координационного совета по туризму при администрации Екатеринбурга Олег Хигер полагает, что для чешской авиакомпании уральский рынок стал малоинтересен, как и для других зарубежных игроков, в последние годы покинувших Кольцово. Проблема заключается в низкой покупательной способности населения, ограниченности их бюджетов при выборе турпродукта.
«Уход «Чешских авиалиний» симптоматичен: это общий индикатор российской экономики, ее интеграции с другими странами. Мы все больше погружаемся в режим самоизоляции. При этом достаточной маржинальности наш рынок не приносит: покупательная способность граждан низкая, средний чек в туризме не растет. Если российские авиакомпании могут рассчитывать на дотации, то для иностранных перевозчиков их нет. Рейсы вроде бы вылетают заполненными, но зачастую авиакомпании пересаживают друг другу пассажиров по договорам код-шеринга», — пояснил Олег Хигер.
Несмотря на разные оценки причин, эксперты сходятся во мнении, что уход «Чешских авиалиний» из Кольцово негативно скажется на сфере туризма, лишив путешественников Екатеринбурга хорошей возможности летать не только в Прагу, но и в другие европейские города и страны. Кроме того, он нанесет значительный урон имиджу Екатеринбурга и Уральского региона, снизив его инвестиционную привлекательность.
«Для Екатеринбурга и всего Урала это крайне негативное событие, которое может иметь долгосрочные последствия, выходящие за рамки туротрасли. Это колоссальный удар по имиджу региона в целом даже в том случае, если причины ухода «Чешских авиалиний» носят чисто технический характер и связаны со сменой собственника: потенциальные инвесторы не слишком разбираются в таких тонкостях, но, безусловно, увидят, что иностранная компания покинула регион», — полагает Михаил Мальцев.
«То, что CSA Chech airlines уходят из Кольцово, конечно, плохо для статусности Екатеринбурга и его аэропорта. Также это лишает чешское направление конкуренции, что может негативно отразиться на рыночной ситуации», — отмечает директор туристической компании «Либерти» Ольга Свечкова.
Относительно того, кто заполнит образовавшуюся с прекращением «Чешскими авиалиниями» полетов из Кольцово нишу, мнения экспертов разделились. Так, Михаил Мальцев считает, что за этот сегмент рынка развернется борьба, в которой могут принять участие и европейские компании, например, венгерские или австрийские. Впрочем, и единственный оставшийся на данном направлении перевозчик — «Уральские авиалинии» — наверняка нарастит частоту полетов.
В свою очередь, Олег Хигер полагает, что серьезной борьбы здесь ожидать не приходится, как и новых игроков, по крайней мере, из числа иностранных компаний. Похожего мнения придерживается и Ольга Свечкова.
«Разлётка по Европе у CSA Chech airlines, на наш взгляд, была не самой удобной. Поэтому мы давно уже индивидуальные туры формируем на основе рейсов «Аэрофлота». Думаю, с уходом чехов его доля еще вырастет. Что зайдут в Кольцово новые иностранные перевозчики, верится слабо», — отметила директор компании «Либерти».
Таким образом, для туристической отрасли Екатеринбурга потеря европейской разлётки «Чешских авиалиний» вызовет определенные сложности, но они будут временными: так или иначе эта ниша заполнится, причем в достаточно короткий срок. Более серьезные последствия ожидаются в репутационной сфере: уход из Кольцово одной из трех иностранных авиакомпаний негативно скажется на имидже уральской столицы и всего региона.