За последние 2-3 года екатеринбургские застройщики не запустили ни одного крупного проекта в формате апартаментов. Объекты, которые были введены в эксплуатацию до начала кризиса, постепенно распродают. В результате уже в скором времени этот продукт может полностью исчезнуть с рынка Екатеринбурга.
Как отмечают эксперты, девелоперы отказались от строительства апартаментов из-за того, что этот формат не выдержал конкуренцию со стандартным жильем.
Ранее аналитики называли два серьезных конкурентных преимущества апартаментов — относительно низкую цену и благоприятное местоположение многих объектов. Сейчас они уже не являются столь очевидными.
Из-за активного развития в Екатеринбурге сегмента малогабаритного жилья (студий и малометражных «однушек») стоимость стандартных квартир максимально приблизилась к апартаментам. Естественно, что в этих условиях львиная доля потенциальных покупателей делает выбор в пользу обычного жилья.
Начальник аналитического отдела Уральской палаты недвижимости (УПН) Михаил Хорьков сообщил, что в предыдущие годы предложение на городском рынке жилья было ограничено. Поэтому в оборот вводились те участки, которые не предназначались для жилищного строительства.
«Сейчас выбор у потенциальных покупателей достаточно широкий. Дефицита нет. Объем предложения вырос во всех микрорайонах, в том числе в центре города. Все-таки апартаменты пока не выдерживают конкуренцию с обычным жильем. Ликвидность обычных квартир намного выше. Поэтому девелоперы стараются работать именно в этом сегменте», — рассказал Михаил Хорьков.
К слову, динамика продаж апартаментов в Екатеринбурге оставляет желать лучшего. По данным сервиса Ingraficon.ru, в уральской столице насчитывается более 500 нереализованных площадей в апарт-отелях. Значительную долю занимают объекты УГМК и НП «Атомстройкомплекс». В башне «Исеть» выставлены на продажу 157 апартаментов, в комплексе «Огни Екатеринбурга» — 74, ARTEK— 25.
«Формат апартаментов, получивший активное развитие в 2013-2015 годах, так и не прижился на рынке. Часть проектов-пионеров рынка, представленных в нижнем ценовом сегменте, были реализованы застройщиками, ещё одна часть проектов так и не была достроена (Opera Tower, «Буревестник», «Аккорд»). За последние полтора года в Екатеринбурге не начато строительство ни одного апартаментного комплекса. Компании-застройщики испытывают проблемы с реализацией площадей, особенно сложно реализуются объекты в высоком классе — бизнес и премиум», — заявил руководитель аналитического отдела группы компаний «Новосел» Сергей Меньшенин.
Следует отметить, что в настоящий момент Минстрой РФ разрабатывает законопроект, основной целью которого является урегулирование правового положения апартаментов. Проект направлен на совершенствование отношений в сфере владения, пользования и распоряжения помещениями, расположенными в зданиях нежилого назначения, используемыми гражданами для постоянного проживания.
Уральские аналитики рассчитывают на то, что новый документ поможет реанимировать проекты строительства апартаментов в Екатеринбурге.
«Пока непонятно, в каком виде будет принят законопроект. Еще не было первого чтения. На мой взгляд, для участников рынка и покупателей нужно прописать четкие рамки этого формата недвижимости. Сейчас этот сегмент во многом развивается в правовом вакууме, когда разрешено то, что не запрещено. У покупателя должно быть представление, что он приобретает продукт с определенными характеристиками. Здесь важны не столько критерии, сколько сам факт прозрачных отношений на этом рынке», — считает Михаил Хорьков.
Впрочем, есть большие сомнения, что принятие нового законопроекта приведет к значительному росту спроса на апартаменты у потенциальных покупателей. Государство не собирается приравнивать этот формат недвижимости к стандартному жилью. Значит, конкурентные недостатки апартаментов сохранятся. В настоящее время в апарт-отелях нельзя получить постоянную регистрацию, больше налоговая нагрузка и размер коммунальных платежей. Еще один недостаток — неразвитая инфраструктура. Апартаменты, как правило, плохо оснащены детскими и спортивными площадками, а также парковками.