Министерство транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области и агрегатор «Яндекс.Такси» подписали соглашение об информационном сотрудничестве по борьбе с нелегальными таксистами. Теперь водители без лицензии на перевозку пассажиров не смогут принимать заказы через сервис «Яндекс.Такси». По словам участников сторон, это сделает перевозки качественнее и безопаснее. Впрочем, цель на самом деле может быть несколько иной — вывод таксистов из «тени». В свою очередь, подобная инициатива неминуемо приведет к росту стоимости на услуги такси.
Стороны на подписании соглашения 12 февраля 2018 года представляли министр транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области Василий Старков и директор по операционному управлению бизнесом в России ООО «Яндекс.Такси» Алексей Сохович-Канаровский. Как пояснили участники, теперь региональный минтранс будет передавать агрегатору информацию об автомобилях, имеющих лицензию на перевозку пассажиров, водители без соответствующего разрешения не смогут получить доступ к своему аккаунту в сервисе «Яндекс.Такси».
«Мы будем у министерства транспорта Свердловской области через специальную интеграцию получать госномера автомобилей, у которых есть разрешение и срок действия данного разрешения. Дальше мы благодаря своей системе будем производить проверку этого разрешения, и если окажется, что у автомобиля нет разрешения, мы просто не будем ему предоставлять доступ к заказам. Мы сделаем таким образом, что будем рекомендовать процедуру прохождения легализации автомобиля», — рассказал Алексей Сохович-Канаровский.
Напомним, «Яндекс.Такси» не предоставляет непосредственно услугу по перевозке пассажиров — за это отвечают компании-партнеры, агрегатор же занимается поиском свободных автомобилей и оформлением заказа. По словам представителя сервиса, сейчас большая часть партнеров-перевозчиков «Яндекс.Такси» и так имеют профильную лицензию. Остальным компания предложит оформить деятельность легально или прекратит сотрудничество. В том числе это касается и водителей-физлиц, которые официально не трудоустроены в компаниях-перевозчиках.
«Яндекс.Такси» старается работать с перевозчиками, у которых есть разрешение, тем, у кого их нет, мы сейчас будем рекомендовать оформить, министерство нам даст порядок действия, как его получить. Мы будем делать информационные рассылки. У нас есть специальная группа, которая помогает физическим лицам стать предпринимателями, и мы будем им показывать, как получить разрешение. То есть мы будем легализовать всех таксистов. Соответственно, тем, кто не получит разрешение, доступ к интеграции с сервисом заказов в «Яндекс.Такси» будет приостановлен», — добавил Алексей Сохович-Канаровский.
Аналогичную помощь — консультации по оформлению водителей в качестве индивидуальных предпринимателей — готовы оказывать и в региональном минтрансе.
«Сейчас как раз хотелось бы вот эту работу направить на то, чтобы все перевозчики, которые желают перейти, так скажем, из «серой» составляющей в легальное поле [могли это сделать]. Как раз организовывается методическая помощь с целью организации индивидуального предпринимательства и каких-то других юридических форм, и возможности получения специального разрешения на перевозку, и потом работа уже «в белую», что как раз обеспечит и безопасность перевозки и пассажирам, и, соответственно, сделает более комфортной работу для самого предпринимателя», — прокомментировал министр Василий Старков.
При этом представитель агрегатора такси заверил, что ни стоимость услуг на перевозки в сервисе, ни уровень заработка водителей от нововведения не изменится. Однако по факту нетрудоустроенным в таксопарках водителям придется оформлять патент, годовая стоимость которого — 20 тыс. руб., либо выбирать иную систему налогообложения.
Жесткие требования могут спровоцировать у сервиса отток водителей, которые перевозят пассажиров в качестве подработки. Скорее они предпочтут уйти в другие компании, а не регистрироваться в качестве индивидуальных предпринимателей. В свою очередь, напомним, что несмотря на установленные тарифы у «Яндекс.Такси», в сервисе действуют повышающие коэффициенты, которые зависят от количества автомобилей на линии и заказов. Соответственно, уменьшение числа водителей спровоцирует рост стоимости перевозок из-за коэффициентов.
В свердловском минтрансе намерены договорится о подобном сотрудничестве и с другими агрегаторами региона. В конечном итоге это повысит качество пассажирских перевозок, утверждает Василий Старков.
Однако в реальности гарантом безопасности выступает не агрегатор, а компания-перевозчик, которая и так имеет лицензию. В связи с этим очевидно, что целью нововведений является именно мобилизация налоговых платежей от таксистов, легализовавших деятельность. Напомним, что пассажирские перевозки остаются самой популярной подработкой у россиян. По оценкам, озвученным в кулуарах мероприятия, бюджет может получить до 1 млрд руб. в год за счет такого вывода водителей из «тени».
Валерия Кабанова