По оценкам экспертов, отмена рейсов авиакомпании «ВИМ-Авиа» в Турцию, Крым и Краснодарский край заденет интересы 18-25 тыс. жителей Уральского региона. Многие из них уже не смогли отправиться в отпуск, потеряли бонусы от раннего бронирования, доплатив за новые туры из своего кармана, некоторые вместо отдыха готовятся к судебным разбирательствам. Несмотря на усилия участников турбизнеса по урегулированию ситуации, на российских южных направлениях с вылетом из Екатеринбурга замена авиаперевозчику до сих пор не найдена.
Напомним, задержки чартерных рейсов «ВИМ-Авиа», в том числе с вылетом из Екатеринбурга, начались в конце мая. Впоследствии перевозчик объявил о временном сокращении полетных программ. Так, на сегодняшний день снято пять еженедельных рейсов авиакомпании в Сочи и Симферополь. На турецком направлении отмен нет, но вылеты осуществляются со сбоями, в том числе из-за самолетов меньшей вместительности.
Как пояснил член правления Российского союза туриндустрии, исполнительный директор Уральской ассоциации туризма Михаил Мальцев, в Уральском регионе проблема «ВИМ-Авиа» коснется 18-25 тыс. человек.
«Сегодня есть четыре способа решения для туристов: перенос даты вылета по тому же маршруту на более поздние даты — этот вариант наиболее оптимальный, также возможно изменение маршрута при сохранении сроков, возврат денег за тур или самостоятельная покупка билетов к месту отдыха, но тогда туристу приходится переплачивать из своего кармана», — рассказал эксперт.
По словам участников рынка, туроператоры и турагенты готовы выполнять свои обязательства перед потребителями и не отказываются выплачивать деньги за отмененные туры, а также оказывают содействие гражданам в поиске подходящей замены времени или места отдыха. Однако проблема заключается в том, что при этом туристы в любом случае теряют все бонусы раннего бронирования.
«Мы в индивидуальном порядке решаем эти вопросы, возвращаем деньги по первому требованию. Но трудность в том, что люди покупали путевки по системе раннего бронирования, а сейчас стоимость подобных туров на 30-40% выше. Туроператоры стараются помочь нам, ищут возможности сократить доплаты, но это не всегда возможно», — пояснила директор «РТ Плюс» Галина Терещенко.
Впрочем, общественный уполномоченный по защите прав туристов в регионе Вадим Винер отмечает, что далеко не во всех случаях проблемы решаются оперативно. Так, компания «Интурист» — основной туроператор, работающий с «ВИМ-Авиа» в Свердловской области, — до сих пор не вернул деньги ни одному туристу.
«К нам на «горячую линию» и в оперативный штаб обратились 1 тыс. 800 свердловчан, и это число может в ближайшие дни увеличиться еще на 450 человек. В основном это те, кто купил пакетные туры. Деньги пока никому не возвращены, и «Интурист» не дает информации о порядке их возврата. Тем 100 гражданам, которые купили не турпакет, а только авиабилеты, вообще заявили, что они невозвратные. Хотя по закону если билет не выписан, невозвратным он быть не может», — рассказал Вадим Винер.
По его словам, в ближайшие дни будут подготовлены первые судебные иски о взыскании с туроператора компенсаций гражданам.
Что касается ущерба, нанесенного «ВИМ-Авиа» другим участникам турбизнеса, по словам экспертов, измерить его пока сложно. Согласно закону, туроператоры должны устранить последствия невылетов за свой счет, однако авиакомпания не отрицает своих обязательств и впоследствии будет компенсировать им затраты.
«На сегодняшний день подписан акт взаиморасчетов между туроператорами и авиакомпанией. Скорее всего, деньги будут ею отработаны, а не возвращены. В отведенные законом сроки проблема будет решена», — отметил вице-президент Российского союза туриндустрии Александр Осауленко.
В этой ситуации, по словам Михаила Мальцева, туроператоры понесут определенные убытки. Однако компании, работающие сегодня на рынке, имеют достаточную финансовую устойчивость, что исключает повторения ситуации 2014 года, связанной с банкротством крупных операторов.
Между тем дальнейшая судьба рейсов «ВИМ-Авиа» остается под вопросом, и число пострадавших может еще вырасти.
«Для того, чтобы перелеты из регионов возобновились, сейчас рассматривается возможность вхождения иностранных компаний на чартерную перевозку. Это даст дополнительные емкости на международных направлениях и высвободит самолеты для обслуживания внутренних рейсов. Вопрос может быть решен в течение двух недель», — рассказал Александр Осауленко.
В целом, по словам экспертов, отмена рейсов «ВИМ-Авиа» существенно осложнила начало летнего туристического сезона на Урале и в очередной раз дискредитировала турбизнес. Наиболее тяжелые последствия испытывают на себе российские южные направления, спрос на которые в 2017 году и без того заметно сократился в условиях возвращения на рынок Турции. Если ситуация с рейсами не будет урегулирована в ближайшие дни, а компенсации туристам — своевременно выплачены, наметившееся сегодня восстановление рынка может замедлиться.