Сегодня на площадь Обороны в Екатеринбурге на митинг вышли около 200 сотрудников транспортных МУПов Екатеринбурга. Протестующие требовали погасить задолженность по зарплате, повысить ее до средней по региону, а также перевести муниципальный транспорт на контрактную схему оплаты работы вместо субсидирования. Судя по заявлениям выступающих, которые порой приобретали и явно политические оттенки, терпение транспортников достигло предела.
«Люди устали от нищенского существования, от задержек заработной платы, от низкой заработной платы, и сегодня они пришли высказать свою позицию. Выход из этой ситуации мы видим в выполнении 220 федерального закона — переход на контрактную систему. Итогом сегодняшнего митинга станет заявление к органам власти, губернатору Свердловской области, главе администрации Екатеринбурга», — рассказала председатель областного комитета профсоюза работников предприятий автомобильного транспорта и дорожного хозяйства Ольга Соловьева.
По ее словам, сейчас вместо того, чтобы полностью оплачивать МУПам выполненную работу, администрация города лишь субсидирует 30% понесенных затрат. В итоге у муниципальных предприятий нет средств ни на обновление парка, ни на оплату коммунальных ресурсов, ни на зарплату работникам. В итоге предприятия накопили долги в «сотни миллионов» перед кредиторами, утверждают в профсоюзе.
«Выхожу я на работу по графику, обилечиваю пассажиров и за наличные деньги, и по «Екарте», план выполняю. Но вот уже больше года на нашем предприятии происходит задержка заработной платы. Мы находимся на грани выживания. Хочу задать вопрос администрации города: сколько это может продолжаться? К сожалению, горожанам невдомек наши проблемы. Они кричат, что «вот, подняли проезд, а транспорт не дождешься». А откуда ж транспорту взяться, если у нас больше, чем полпарка стоит у забора, ждет ремонта? Работать кондукторами горожане не идут, потому что знают, что мы мало зарабатываем, а денежки нам не платят. Ведь мы почти всю смену стоим на ногах. И в жару, и в холод работаем», — заявила с трибуны кондуктор автотранспортного предприятия №3 ЕМУП МОАП Римма Чижик.
Накануне прокуратура Екатеринбурга внесла представление руководству ЕМУП МОАП из-за задолженности по зарплате в 9,4 млн руб. Предприятие задолжало зарплату 1,7 тыс. работникам за февраль 2017 года. ЕТТУ и метрополитен Екатеринбурга никогда не допускали задолженности по зарплате, следует из заявлений руководства предприятий, опубликованных сегодня на официальном портале администрации города. В профсоюзе же говорят о сокращении штата ЕТТУ и снижении премии за январь в два раза.
При этом зарплата сотрудников транспортных МУПов Екатеринбурга — водителей, кондукторов, слесарей — значительно уступает средней по городу и региону. Это стало еще одной причиной для недовольства граждан. По данным Свердловской организации отраслевого профсоюза, за 2016 год средняя зарплата с учетом переработки в ЕТТУ составила 24,7 тыс. руб., в МОАП — 26,5 тыс. руб. Средняя зарплата по Свердловской области по итогам года достигла 32,76 тыс. руб., по Екатеринбургу — почти 44 тыс. руб.
«Сегодня зарплата на муниципальном транспорте ниже средней по Свердловской области более чем на 20%, а если сравнивать со средней по Екатеринбургу — более чем на 40%, а если убрать сверхурочные, то это будет не зарплата, а пособие на выживание. Сегодня средний возраст работников муниципального пассажирского предприятия — около 50 лет. Количество молодых работников в МОАП составляет лишь 10%, в ТТУ — 18%. К нам не идут молодые кадры из-за низкой заработной платы. Из некогда престижной категории работников пассажирского транспорта мы сдвинулись в ряд самых непрестижных», — заявила Ольга Соловьева.
Вспомнили транспортники и другие лишения: отмену надбавок за вредность и права досрочного выхода на пенсию. Такая смена условий кажется им несправедливой.
«С 2014 года у нас убрали надбавки за вредность. А у нас что, условия труда поменялись? Может, климат на Урале поменялся? Или может, профзаболевания куда-то исчезли? У нас такой же режим работы. Мы встаем в три ночи или заканчиваем в два ночи рабочий день. У нас с возрастом у водителей появляются гипертония, остеохондроз, артроз суставов», — рассказала водитель троллейбуса Октябрьского троллейбусного депо ЕМУП ТТУ Ирина Коробицина.
Представители отраслевого профсоюза намерены добиться возврата права на досрочные пенсии для транспортников. Однако это не вернет года, который не пойдет в стаж за время отмены привилегии.
«На сегодняшний день проблема по всей России — у нас нет цивилизованного рынка транспортных услуг. В результате этого страдают все муниципальные предприятия, потому что муниципальные власти не доплачивают за транспортные работы. Позиция профсоюза в том, чтобы по контракту полностью оплачивали ту работу, которую выполняет предприятие, независимо от формы собственности — муниципальной или частной. Если есть маршрут, если предприятие выиграло по конкурсу, эта работа должна быть оплачена. И здесь вопрос в том, где искать источники финансирования для всех этих вопросов», — прокомментировал заместитель председателя общероссийского профсоюза работников предприятий автомобильного транспорта и дорожного хозяйства Евгений Калинкин.
По словам Ольги Соловьевой, в настоящее время в транспортных МУПах Екатеринбурга трудятся почти 7 тыс. человек. Изначально организаторы предполагали участие в мероприятии около 500 человек — работников, которые находятся на межсменном отдыхе, отпусках. Однако в результате пришло вдвое меньше. Скорее всего, это связано с тем, что накануне МОАП начало выплаты по зарплатам, что и снизило возмущение протестующих.
Стоит отметить, что это первый митинг работников общественного транспорта Екатеринбурга. Прозвучавшие с трибуны реплики — «Мы нужны властям только перед выборами» или, например, призыв попросить президента страны провести ротацию мэров и губернаторов — показывают степень недовольства участников акции. По большому счету мероприятие стало лишь логичным продолжением происходящих изменений в системе муниципального транспорта Екатеринбурга. И видимо, не последним.