Сбербанк в феврале запустил онлайн-площадку «ДомКлик», которую многие окрестили виртуальным агентством недвижимости. С помощью этого портала жители России могут не выходя из дома получить оценку недвижимости, правовую экспертизу, выбрать из каталога новостроек проверенный объект и получить ипотеку. Впоследствии перечень предлагаемых услуг будет расширен. По сути, Сбербанк постепенно берет на себя функции профессиональных риэлторов. Как отмечают эксперты, это может стать сильнейшим ударом по рынку агентств недвижимости. В случае масштабного перераспределения спроса многие компании потеряют значительную долю клиентов.
Начальник аналитического отдела Уральской палаты недвижимости (УПН) Михаил Хорьков сообщил, что рынок риэлторских агентств Екатеринбурга продолжает сжиматься.
«В 2016 году было небольшое снижение числа агентств недвижимости. Но оно не было критичным. Темпы снижения числа игроков на рынке были ниже, чем упал объем продаж по сравнению с пиковыми значениями», — заявил М. Хорьков.
Сейчас положение свердловских агентств недвижимости может ухудшиться еще сильнее. Это связано с появлением на рынке нового сильного конкурента. Риэлторы в один голос говорят о негативных последствиях внедрения сервиса «ДомКлик» для своего бизнеса.
Вице-президент Российской гильдии риэлторов (РГР) Валерий Виноградов считает, что всем участникам рынка необходимо сфокусироваться на своей работе.
«Считаю, что каждый должен заниматься своим делом. Банк должен выдавать кредиты, работа риэлтора — проводить сделки. Сбербанк — это крупнейший игрок в сфере недвижимости в России, который может серьезно повлиять на этот рынок. Создав «ДомКлик», банк сделал первый шаг к работе на рынке риэлторских услуг и, безусловно, составит конкуренцию агентствам, особенно специализирующимся на первичном рынке», — считает В. Виноградов.
Президент РГР Татьяна Деменок заявила, что запуск сервиса «ДомКлик» может привести к расколу отношений банков и риэлторов.
«Ситуация в различных регионах может быть разной, потому что не стоит забывать про такое понятие, как человеческий фактор. Допустим, риэлтор отработал с клиентом, сподвиг его на покупку конкретного объекта. И за это он хочет получить свои деньги. Где-то банк заплатит, а где-то может повести себя некорректно и сказать, что это его клиент, и не оплатит услуги агента недвижимости. Этот негатив очень быстро распространится в риэлторской среде и может привести к определенному крену и даже расколу», — полагает Т. Деменок.
По ее мнению, банк не должен использовать свой потенциал в сфере недвижимости в части риэлторских услуг. Это вызовет определенный дисбаланс.
Исполнительный директор УПН Рустем Галеев также высказал свою обеспокоенность из-за сложившейся ситуации. Впрочем, эксперт верит в благополучное разрешение данной проблемы.
«Эта тема сейчас активно обсуждается. Высказываются разные точки зрения. Профессиональное общественное мнение находится еще в стадии формирования. На мой взгляд, драматизировать ситуацию рано. Сбербанк расширяет информационные возможности для покупателей жилья. Бояться этого или нет? Сейчас так вопрос не стоит. Это надо принять как данность. Мы живем в век «цифровизации».У нас уже состоялась встреча с руководством Сбербанка, где стороны прояснили свою позицию. Мы договорилось о том, что будем выходить на подписание какого-то соглашения о взаимодействии в рамках функционирования этого сервиса. Я думаю, что мы найдем решение, которое устроит все стороны. Необходимо успокоить участников профессионального сообщества. У многих из них есть фобия, что они потеряют свою долю на рынке», — рассказал Р. Галеев.
До подписания соглашения об информационном сотрудничестве УПН не рекомендует своим членам размещать объявления на портале «ДомКлик». Об этом сказано в официальном обращении УПН от имени президента организации Ирины Зыряновой и председателя совета палаты Александра Бабичева, который был
опубликован сегодня на сайте объединения.
«Сегодня УПН изучает работу Центра недвижимости от Сбербанка, а также сервиса «ДомКлик», и не планирует инициировать взаимодействие с ними. Также УПН пока не видит оснований рекомендовать этот ресурс своим членам», — говорится в обращении.
Помимо этого, вопрос взаимодействия с «ДомКлик» был предметом рассмотрения на Национальном совете РГР 16.03.2017, а также обсужден 17.03.2017 на встрече президента РГР с руководством Сбербанка. Промежуточным результатом встречи стала договоренность о подготовке соглашения об информационном сотрудничестве. До подписания такого соглашения УПН рекомендует своим членам воздержаться от размещения объектов на портале «ДомКлик».
В самом Сбербанке считают, что основная задача сервиса «ДомКлик» — не вытеснить риэлторов с рынка, а максимально упростить и удешевить процесс приобретения недвижимости для граждан.
«Клиент может подать заявку и оформить все документы на получение кредита и подбор квартиры, не обращаясь физически в банк, и приехать в туда только один раз, потому что пока, к сожалению, нормативное регулирование не позволяет подписывать документы через удаленный доступ. Сейчас мы работаем с Росреестром, чтобы сделать полностью автоматическим процесс и вообще сделать его онлайновым. Если человек пользуется услугами риэлторов, обычно весь процесс стоил 150 тыс. руб. — от начала до конца, до оформления прав собственности. Сегодня этот процесс стоит примерно 10 тыс. руб.», — заявил глава банка Герман Греф.
Эксперты уверены, что сложившаяся ситуация в любом случае не принесет пользу свердловским агентствам недвижимости. В настоящее время многие риэлторы работают на грани рентабельности. В условиях кризиса они едва держатся на плаву. Поэтому появление нового конкурента может ухудшить и без того шаткое положение игроков.