Статьи
07.03.2017

Цветочная стагнация

Уже третий год цветочный бизнес Екатеринбурга и Свердловской области испытывает значительные сложности. Сокращение продаж, в том числе к таким праздникам, как День всех влюбленных и 8 Марта, уменьшение среднего чека фиксируются практически во всех сегментах рынка. Относительно уверенно в 2017 году чувствуют себя крупные интернет-магазины. Однако ритейлеры продолжают терять клиентов из-за низкой платежеспособности населения и конкуренции со стороны демпингующих сетевиков, а также «нелегалов», торгующих цветами из багажников автомобилей.

По данным Кольцовской таможни, в феврале в регион было ввезено 650 т цветочной продукции стоимостью 3,5 млн долл. США. Как и в прежние годы, в основном на Урал везут розы разных сортов, а также гвоздики, лилии, ранункулюсы, гладиолусы, орхидеи, альстермерии, хризантемы, герберы.

«Если сравнивать с прошлым годом, то объемы цветов остались практически на прежнем уровне. Единственное, сократился ввоз более дорогостоящей продукции», — сообщили в таможне.

Средняя цена тюльпанов в Екатеринбурге составляет 60 руб. за цветок
Средняя цена тюльпанов в Екатеринбурге составляет 60 руб. за цветок

В службе доставки цветов «Флорист.ру» отмечают, что самыми популярными цветами в Международный женский день остаются традиционные «весенники» — разноцветные тюльпаны, гиацинты, нарциссы, мимозы, а также ранункулюсы. Низменным спросом, как и в любое время года, пользуются розы. Кроме того, в этом сезоне модным направлением стали букеты в шляпных коробках.

При этом, несмотря на благоприятные условия для импортозамещения, почти 90% всех цветов, которые реализуются в России, завозятся из-за рубежа.

«Основная доля поставок приходится на Голландию, где находятся самые крупные цветочные аукционы. Однако за последний год изменилась схема закупки роз: теперь большая их часть (около 30% от всей зарубежной поставки) закупается в Колумбии, Эквадоре и Кении. Это связано с тем, что сотрудничество с производителями южных стран обходится дешевле, чем с Европой, так как закупка происходит в долларах США. Лишь 10-12% рынка обеспечивают производители из России», — отметила руководитель пресс-центра «Флорист.ру» Талия Ахметова.

В регионе растет популярность нелегальной продажи цветов по заниженным ценам
В регионе растет популярность нелегальной продажи цветов по заниженным ценам

Что касается спроса на цветы, по словам свердловских ритейлеров, к таким праздникам, как 14 Февраля и 8 Марта, он традиционно увеличивается в несколько раз. Однако рост ожидается в лучшем случае на уровне прошлого года, то есть значительно ниже докризисного уровня.

«В 2017 году продажи на День влюбленных были примерно на 20% хуже, чем год назад. Это показатель, дающий основания не ожидать «цветочного бума» и на Международный женский день. Если раньше мы брали 15-16 коробок товара, то теперь заказываем только три. Большинство граждан, особенно мужчины, стали очень расчетливыми: покупают одну розу или хризантему, либо три тюльпана. Многие оптовики из-за низкого спроса перестали работать в данном сегменте рынка», — рассказала менеджер цветочного отдела «Аромат» Людмила Иванова.

Причины падения продаж эксперты видят в низкой покупательной способности населения, а также конкуренции со стороны крупных торговых сетей и недобросовестных предпринимателей, торгующих цветами на улицах прямо из багажников автомобилей. Так, если в специализированном отделе сегодня один тюльпан стоит в среднем 60 руб., то в продуктовой сети букет из пяти штук можно купить за 180 руб.

«Раньше сетевые продуктовые магазины не выставляли цветы: такая практика сложилась только в последние три года. Сейчас они торгуют по заниженным ценам — крупные компании могут себе это позволить — и оттягивают значительную часть массового спроса», — пояснила Людмила Иванова.

Конкуренцию цветочному ритейлу составляют крупные торговые сети
Конкуренцию цветочному ритейлу составляют крупные торговые сети

В то же время относительно уверенно сегодня в цветочном бизнесе чувствуют себя крупные интернет-магазины и салоны, ориентированные на vip-клиентов.

«2015 и 2016 год рынок цветов в стране был в застывшем состоянии, рост продаж в праздники не превышал и 10-12%. Однако в этом году в Екатеринбурге день влюбленных показал прирост в розничных продажах до 32%, а сегмент интернет-продаж прирос к прошлому году на 60%. По предварительным заказам уже можно отметить, что и 8 марта пройдет «на ура». Уже сегодня увеличение к предыдущему году составляет около 9%. Этот показатель еще вырастет, так как большинство продаж приходится на сам праздничный день», — рассказала Талия Ахметова.

Впрочем, по данным «Флорист.ру», несмотря на выросший интерес к цветам, значительно (до 20%) сократился средний чек на букеты. Эксперты связывают эту тенденцию с тем, что продавцы, анализируя продажи прошлых лет и подстраиваясь под покупательскую активность, расширили ассортимент бюджетных букетов и композиций.

Алкомаркеты к праздникам также включаются в ценовую борьбу на рынке цветов
Алкомаркеты к праздникам также включаются в ценовую борьбу на рынке цветов

Таким образом, цветочный бизнес сегодня остается достаточно высокорискованным. Об этом свидетельствует, в том числе, значительное количество объявлений о его продаже на специализированных интернет-порталах, а также Avito. Даже в феврале, в преддверии самых прибыльных для данного рынка праздников, более десятка ритейлеров пытались избавиться от цветочных отделов или магазинов. По мнению экспертов, ситуация может измениться лишь с преодолением негативных тенденций в экономике и ростом доходов населения.
Вернуться в раздел » Статьи
Материалы по теме
28.02.2017 В феврале в Екатеринбург завезли цветочной продукции на 3,5 млн долл. США

УрБК, Екатеринбург, 28.02.2017. В феврале сотрудники Кольцовской таможни оформили 650 т цветочной продукции стоимостью ...

04.03.2016 «Отцветающий» бизнес

Спад на цветочном рынке Екатеринбурга продолжается ...

06.03.2015 Как «вянет» цветочный бизнес

Несмотря на предпраздничный ажиотаж, участники цветочного рынка Екатеринбурга отмечают снижение объема продаж ...

07.03.2014 Цветочный срез: импорт рухнул на 40%, но продажи растут

Традиционный цветочный ажиотаж перед 8 марта, несмотря на кризисные ожидания, не ослабел ...

06.03.2012 В преддверии 8 марта москвичи чаще стали запрашивать у «поисковиков» адреса доставки цветов

В преддверии 8 марта москвичи и жители области стали в 2,4 раза чаще спрашивать про доставку цветов, гласят данные ...