Первый серьезный снегопад вновь поставил транспортную систему Екатеринбурга на грань коллапса. Несмотря на то, что снег шел ночью и к утру практически полностью прекратился, с началом рабочего дня город встал в пробки. Из-за снега на дорогах средняя скорость движения транспорта упала до 5-7 километров в час. К середине дня транспортная ситуация стала лучше, но улицы утонули в грязи, подтвердив подозрения общественников, что её главной причиной являются противоснежные реагенты.
Для городских коммунальных служб снегопад стал серьезным испытанием, к которому они оказались не готовы, несмотря на многочисленные предупреждения синоптиков. Сообщение о том, что в ночь с 31 октября на 1 ноября ожидаются обильные осадки, появилось еще на прошлой неделе. Не помогли даже рапорты руководителей городских служб о всесторонней подготовке к надвигающемуся катаклизму. Ожидаемо «что-то пошло не так», и утром 1 ноября Екатеринбург утопал в снегу. Автомобилисты стояли в многокилометровых пробках из-за нерасчищенных дорог, пешеходы начали тонуть в сугробах, а из-за «каши» на проезжей части увеличилось число аварий.
Как пояснила председатель комитета благоустройства администрации города Тамара Благодаткова, муниципальные власти к снегопадам готовились, и вся необходимая техника в наличии есть, однако снега выпало больше, чем рассчитывали службы.
«Осадки были заранее спрогнозированы, и подрядные организации были предупреждены. Однако стоит отметить, что снега выпало очень много в период с 4 до 6 утра. В результате получилось так, что та работа, которую службы выполняли до этого, для горожан не заметна», — отмечает Т. Благодаткова.
Почему горожанам осталась незаметна работа, произведенная после 6 утра, и была ли она вообще, городские службы умалчивают. Зато на официальном сайте администрации сообщается, что ночью на уборку улиц вышло 143 дорожных рабочих и 229 единиц техники, из города было вывезено более 2 тыс. т снега. Для предотвращения гололеда в утренние часы на дороги высыпали 113 т противогололедного материала, а тротуары на ряде участков обработали мелкофракционным щебнем.
Однако та картина, которую увидели утром горожане, несколько отличалась от нарисованной в пресс-релизе. Тротуары не только не были посыпаны, но даже не были убраны от снега. Многие пешеходные переходы около светофоров, а также остановки общественного транспорта были заблокированы большими снежными сугробами.
Между тем представители администрации города не отрицают тот факт, что некоторые проблемы с очисткой города все же есть.
«Мы сегодня отмечаем очень много недостатков по уборке, особенно по расчистке пешеходной зоны, районы пешеходных переходов около светофоров, около остановок общественного транспорта. На данный момент служба муниципального контроля работает во всех районах города и фиксирует нарушения и замечания», — сказала Тамара Благодаткова.
Однако больше всего досталось автовладельцам, которым сегодня утром пришлось добираться до работы по многокилометровым пробкам, которые возникли из-за «каши», образовавшейся после того, как дроги посыпали противогололедным реагентом.
Напомним, на данный момент в городе в качестве антигололедного средства используется реагент «Бионорд», который производит ООО «Уральский завод противогололедных материалов» (УЗПМ). При взаимодействии с ним снег превращается в грязную «кашу». Эта рассыпчатая субстанция по своим свойства напоминает песок, благодаря чему ее очень легко убирать с дороги. Однако если ее не убрать сразу после образования, то «каша» начинает создавать серьезные проблемы автомобилистам. Ездить по ней намного сложнее, чем по накатанному снегу, который образуется, если дорогу ничем не посыпать. В результате на проезжей части создаются достаточно опасные условия, в которых даже на шипованной резине машина имеет плохое сцепление с дорогой.
К сожалению, в Екатеринбурге распространение реагента часто оказывается никак не связано с последующей уборкой улиц от снега. Как пояснила Тамара Благодаткова, в среднем от каждого дорожно-эксплуатационного учреждения было выпущено по 7 комбинированных дорожных машин, которые обрабатывают противогололедным материалом, а затем их прометают, однако «утренний снег все испортил». В результате первую половину дня сегодня дороги были покрыты пескообразной «кашей», которая к обеду превратилась в обычную дорожную грязь, состоящую из талой воды и противогололедного реагента.
Символичным в этой связи выглядит появившаяся еще вчера на портале Change.org
петиция о запрете использования «Бионорда» для посыпки екатеринбургских улиц.
По мнению авторов петиции, именно из-за противогололедных материалов (ПГМ) в Екатеринбурге с наступлением зимы появляется грязь, обостряются заболевания дыхательных путей, разрушаются машины и портится обувь. За сутки петиция набрала почти 800 подписей.
На данный момент городские службы постепенно расчищают город от завалов снега и грязи, однако уже в эти выходные их ждет значительный рост объемов работы, так как синоптики прогнозируют обильный снегопад в эту субботу и воскресенье. И если город не смог справиться с осадками, которые выпали за одну ночь, можно только догадываться что будет с улицами Екатеринбурга при более экстремальных погодных условиях.
Синоптики обещают холодную и снежную зиму.