Летний сезон для уральского турбизнеса был ожидаемо непростым. Несмотря на существенный рост турпотока по отдельным направлениям, в том числе в Крым и Краснодарский край, продажи путевок по сравнению с прошлым годом упали, по разным оценкам, на 20-40%. Негативно сказалась на количестве желающих отправиться в дальнюю поездку и погода: жаркое лето позволило жителям Екатеринбурга и Свердловской области отдохнуть самостоятельно на дачах, берегах озер и рек в пределах региона.
Исполнительный директор Уральской ассоциации туризма Михаил Мальцев отметил, что прогнозы участников рынка на лето в этом году в основном оправдались. Лидером продаж, безусловно, остались внутрироссийские направления — Крым и Краснодарский край: турпоток на них вырос на 22-25%.
«Из зарубежных направлений наибольшее число вылетов из Екатеринбурга набрали Кипр, куда отправились 32,5 тыс. человек (21,8 тыс. в прошлом году), Тунис — 28,9 тыс. человек (прошлым летом — меньше тысячи), Греция — 21,8 тыс. человек (рост на 65%). Максимальный рост — на 250% — показала Болгария, где побывали более 16 тыс. человек: в данном случае сыграло важную роль открытие консульства в уральской столице», — рассказал эксперт.
При этом Михаил Мальцев отметил, что средняя стоимость тура, включающего недельный отдых одного человека в двухместном номере, этим летом составила 44 тыс. руб., что также соответствует предварительным прогнозам.
В то же время, по его словам, отрицательную динамику продемонстрировали Объединенные Арабские Эмираты, Италия, Испания и Черногория. Турпоток в Турцию, достигавший в прошлом году 220 тыс. человек, из-за введенных в конце прошлого года ограничений снизился на 89%, нулевыми остались показатели по египетскому направлению.
В итоге директор туристической компании «Ява Тур» Олег Аксельрод оценил снижение спроса к прошлому году в 20-25%. Однако ряд экспертов говорит о более существенном падении.
«Лето было сложным. В целом по рынку продажи упали на 40% — эту статистику мы наблюдали и в июне, и в июле, и в августе. На фоне кризиса денег у людей мало, а погода стояла стабильно жаркая, поэтому многие просто остались дома — отдыхать на дачах», — пояснил президент группы компаний VISTA Максим Пузанков.
«Я думаю, снижение было большим, чем 20%, поскольку только на турецком направлении мы недосчитались почти 200 тыс. человек, и еще более 70 тыс. — на египетском», — отметил Михаил Мальцев.
В то же время, по словам директора турфирмы «Либерти» Ольги Свечковой, в части выручки наблюдается слабая положительная динамика.
«Если брать деньги, которые нам удалось заработать, показатели в этом году лучше, чем в прошлом, хоть и ненамного, примерно на 10-15%, хотя по числу проданных туров наблюдается снижение», — сообщила она.
Из позитивных тенденций прошедшего сезона Михаил Мальцев также отметил значительное уменьшение числа фактов срыва отдыха по вине туроператоров и турагентств. Такие случаи были, но их единицы, что говорит о стабилизации работы туротрасли по сравнению с 2014 — началом 2015 года.
Что касается прогнозов на «бархатный» сезон, Максим Пузанков полагает, что основными конкурентами в сентябре-октябре могут стать Турция и Кипр. По его словам, в случае успешного возобновления чартерной программы на турецком направлении борьба этих стран за российских туристов может привести к существенной корректировке цен на отдых.
«Первые чартеры в Турцию будут дорогими, но это не показатель. Если туристы увидят, что все в порядке — самолеты никто не отменяет, — то появится спрос, и туроператоры поставят достаточное число рейсов: сейчас это можно сделать уже без ущерба для других направлений. Тогда к концу осени возможны «ценовые войны» между Турцией и Кипром, и отдых в этих странах станет значительно более доступным», — пояснил эксперт.
Между тем участники рынка сходятся во мнении, что дальнейшая судьба турбизнеса и его работа в осенне-зимний период в первую очередь зависят от того, будет ли возобновлено авиасообщение с Египтом. Максим Пузанков отмечает, что получить достаточную прибыль, чтобы пережить «низкий» сезон при любом раскладе, туроператорам этим летом не удалось. И если не будет египетского направления, составлявшего в прошлые годы более 50% зимних продаж, компаниям, особенно имеющим в лизинге самолеты, придется очень непросто. Не исключено, что до весны опять доживут не все.