На прошлой неделе Свердловский областной суд принял решение в пользу жительницы Екатеринбурга, которая подала в суд на крупную сеть АЗС за разбавленный водой бензин. История получила широкий резонанс, хотя сам инцидент произошел еще в 2014 году. ИАА «УралБизнесКонсалтинг» попыталось выяснить, как часто в Свердловской области и Екатеринбурге можно заправить автомобиль некачественным бензином. Однако, как оказалось, системных массовых проверок топлива в регионе никто не проводит. В то же время случаи повреждения машин некачественным топливом могут оказаться вне правового поля из-за нежелания автовладельцев тратить время на судебные тяжбы с владельцами АЗС.
По идее, надзором за качеством топлива и проверками АЗС должны заниматься специалисты Уральского территориального управления Росстандарта. Однако, как рассказали УрБК в ведомстве, с начала 2016 года была взята всего 51 проба бензина. Из них четыре (7,8%) оказались несоответствующими техрегламенту. Для сравнения, с января по август 2015 года надзорный орган проверил еще меньше — 14 проб бензина и топлива, но не соответствующими регламенту оказались также четыре из них.
Более масштабные результаты проверок у ФБУ «Уралтест», входящего в структуру Уральского Росстандарта. Так, с 1 января по 11 августа специалисты отдела оценки соответствия «Уралтеста» испытали 604 пробы автомобильного топлива и 407 дизельного топлива, из них отрицательные результаты показали 48 (8%) и 92 (23%) проб соответственно.
В то же время ведущий специалист по связям с общественностью «Уралтеста» Ольга Бушневская в разговоре с корреспондентом УрБК отметила, что ведомство не является надзорным органом в данной сфере и проводит испытания топлива только по заявлениям самих АЗС, Росстандарта или физических лиц, то есть пробы бензина в статистике «Уралтеста» могут быть дублирующими — с одних и тех же АЗС. Поэтому нельзя считать указанные показатели реальным положением дел: в действительности доля некачественного топлива в Свердловской области может быть выше или ниже.
Финансовый директор автомастерских «Большое Колесо» Григорий Жернаков рассказал УрБК, что опасаться автовладельцам стоит автозаправочных станций, которые принадлежат частным лицам, а не крупным сетям.
«У нас существует достаточно большое количество заправок без названия. Откуда они завозят бензин, почему он у них иногда дешевле бывает — тут никто гарантию дать не может», — сообщил Г. Жернаков.
Это подтверждают результаты проверок АЗС сотрудниками Уральского Росстандарта. Как сообщили УрБК в ведомстве, к 1 августа сотрудники надзорного органа проинспектировали 17 АЗС на территории Свердловской области, две из которых — в Екатеринбурге.
На четырех из них специалисты выявили нарушения. И действительно, это некрупные сети: АЗС ЗАО «Уралавторемстроймонтаж» на улице А. Бычковой в Екатеринбурге, АЗС ООО «Снабжение» на улице Клубной в Арамили и две заправки в районе Верхней Пышмы — на Серовском тракте и около поселка Санаторный, принадлежащие индивидуальному предпринимателю.
В то же время руководитель компании «Автодиагностика» Прохор Купрюхин вспоминает случаи, когда водителям Екатеринбурга пришлось обращаться в автосервис именно после заправки на крупных АЗС.
«Могу рассказать две истории. На «Газпроме» мужчина заправлялся, я, конечно, не помню, на каком, но там бензин был с водой. Из-за этого возникла детонация — то есть взрывы в двигателе. А из-за нее вообще все может разрушиться — двигатель работает неровно. Промыли бак, и все стало нормально. И еще история у меня у мастера была. Он заправлялся на «Башнефти», потому что там дешевле. Из-за того, что они много присадок туда добавляют для увеличения октанового числа, свечи красными становились. Вообще точно знаю, что у нас никак не фильтруется бензин. Поэтому если люди заправляются после слива топлива из бензовоза, то у них форсунки могут забиться песком. Их нужно будет чистить, или они выйдут из строя», — рассказал УрБК П. Купрюхин.
По его словам, ни в одном из упомянутых случаев автовладельцы не стали предъявлять претензии к АЗС.
«Какие заявления? Люди же очень все занятые. Нас ставят в условия постоянной беготни, постоянной гонки. Надо кушать все время что-то, работать как-то. А подают же единицы, кто именно настроен на это. Русский человек никогда никуда жаловаться не пойдет. Ему главное решить вопрос и дальше заниматься своими делами. Слишком много проблем в жизни, чтобы себя обременять какими-то заявлениями. Это по моему личному опыту», — пояснил он.
Напомним, недавно жительнице Екатеринбурга удалось
отсудить более 70 тыс. руб. у АО «Газпромнефть-Урал» (региональное представительство «Газпромнефти») за разбавленный водой бензин, из-за которого женщине пришлось менять топливный насос. В самой компании объяснили это
ошибкой подрядной организации, которая проводила чистку топливных резервуаров. При этом в пресс-службе «Газпромнефти» не смогли прокомментировать УрБК, понес ли кто-то из сотрудников сети дисциплинарную ответственность за данный инцидент.
Отсутствие системных массовых проверок АЗС и топлива в Свердловской области приводит к тому, что автовладельцы оказываются не защищены от получения повреждений автомобиля. При этом сами владельцы АЗС могут использовать необъективные оценки для недобросовестной конкурентной борьбы. Например, в некоторых автомастерских Екатеринбурга клиентам прямым текстом не рекомендуют заправляться на той или иной сети АЗС. Однако сказать, основана такая рекомендация на собственном опыте или сговоре с конкурирующей сетью, невозможно без системного надзора третьей стороны.