В Екатеринбурге отмечается рост числа автомобилей, требующих мелкого кузовного ремонта. И если раньше владельцы машин старались сразу же устранить появившийся дефект, то сейчас, как отмечают наблюдатели, даже обладатели дорогих иномарок не спешат этого делать. Опрошенные ИАА «УралБизнесКонсалтинг» эксперты выделяют несколько причин у появившейся тенденции. Все они, так или иначе, связаны с экономией средств в кризис.
Председатель Союза страховщиков Уральского региона «Белый соболь» Олег Цыпулин заявил УрБК, что многие автомобилисты успешно пользуются изъянами российской страховой системы.
«Существует достаточно серьезная проблема. В большинстве стран мира мелкие повреждения не покрываются страховкой, соответственно, возмещение по ним не выплачивается. В России абсолютно другая ситуация. Здесь предусмотрена выплата материальной компенсации за любые царапины. Автомобилисту дается право выбора: либо ремонтировать автомобиль, либо ездить с этими повреждения. С учетом текущей экономической ситуации многие люди предпочитают не обращаться в автосервисы, а использовать полученные от страховой компании денежные средства в иных целях», — сообщил Олег Цыпулин.
Эксперт считает, что государству целесообразно принять законодательные поправки, которые будут обеспечивать натуральное возмещение ущерба, чтобы у автовладельцев не было соблазна потратить деньги по своему усмотрению
Представитель сети автомастерских «Большое колесо» Григорий Жернаков подтвердил, что свердловчане в последнее время стали реже обращаться в автосервисы.
«Если мы говорим о повреждении бампера или маленьких царапинах, то поехать в мастерскую и воспользоваться страховкой означает, что в следующем году придется платить повышенный коэффициент по полису. Видимо, люди делать это не хотят. Кроме того, сейчас время такое. Люди экономят абсолютно на всем. Повреждения бампера случаются достаточно часто: где-то зацепился за бордюр, где-то еще что-то. Люди стали намного спокойнее относиться к таким ситуациям. Стоимость ремонта повреждения бампера диаметром 2 см и 20 см в Екатеринбурге не отличается. В среднем она составляет 5 тыс. руб.», — пояснил Григорий Жернаков.
По его словам, если машина не новая, то страховые компании выплачивают не полную стоимость поврежденной детали, а какую-то ее часть в соответствии с коэффициентом износа.
Представитель Федерации автовладельцев России в Свердловской области Максим Едрышов считает, что помимо финансового кризиса на рост числа автомобилей с мелкими повреждениями повлияло изменение менталитета уральских автомобилистов.
«По сути, это европейский подход, когда люди относятся к своему автомобилю абсолютно спокойно. На Западе зачастую машину приводят в порядок лишь перед продажей. Есть повреждения, которые не влияют на ездовые характеристики. Поэтому люди предпочитают не «заморачиваться». Экономический фактор также влияет на эту ситуацию. Нередко автовладельцы, получив выплаты от страховой компании, предпочитают потратить эти средства не по прямому назначению», — рассказал Максим Едрышов.
По словам экспертов, для изменения сложившейся ситуации необходимо усовершенствовать страховое законодательство. Имеет смысл внести поправки, которые позволят автолюбителям тратить полученные средства исключительно на ремонт автомобиля. Другой вариант — использовать зарубежный опыт и вынести мелкие повреждения за скобки страхового случая.
Однако радикально ситуация изменится только после окончания экономического кризиса и роста платежеспособного спроса. Это заставит многих уральцев отказаться от экономии на собственном автомобиле. Поскольку никаких предпосылок для этого пока нет, в ближайшее время число автомобилей с царапинами и вмятинами на свердловских дорогах с высокой долей вероятности будет продолжать расти.