Ежегодно весной и осенью управляющие компании Урала сталкиваются с резким ростом расходов на утилизацию мусора. Связано это со сменой автолюбителями шин с летних на зимние, и обратно. Часть покрышек в конце каждого сезона приходит в негодность и нуждается в утилизации. По закону оплатить этот процесс должны сами владельцы шин. Но на практике многие из них своей обязанностью пренебрегают, и, несмотря на крупные штрафы, просто выбрасывают отработанные покрышки на контейнерные площадки. В этом случае платить за их уничтожение приходится управляющим компаниям, причем — из своего кармана.
«Проблема существует, и она действительно достаточно серьезная. Каждый год управляющая компания теряет значительные средства, которые могли бы пойти на куда более полезную для всех жителей деятельность — тот же ремонт скамеек или детских площадок. Вместо этого мы вынуждены тратить деньги на утилизацию шин после нерадивых собственников», — рассказывает генеральный директор УК «Сити-Сервис» (Верхняя Пышма) Дмитрий Скрипник.
Существование проблемы подтверждают и в ЕМУП «Спецавтобаза», которое является региональным оператором по утилизации твердых бытовых отходов.
«Вопрос с неправильной утилизацией шин, несомненно, есть: каждую весну и осень, во время сезонной смены резины автомобилей, на контейнерных площадках растет количество выброшенных автопокрышек. Например, с начала этого года в «Спецавтобазу» поступило более 500 обращений на шины, выброшенные к мусорным бакам», — сообщает пресс-служба предприятия.
Как отмечают в компании, поступать так категорически нельзя. Во-первых, это опасно с экологической точки зрения: шины при длительном контакте с влагой начинают выделять ядовитые соединения, а в естественных условиях для разложения выброшенной шины требуются сотни лет. Во-вторых, автомобильные шины относятся к четвертому классу опасности отходов, поэтому их нельзя смешивать с твердыми коммунальными отходами и утилизировать следует отдельно.
При этом «Спецавтобаза» не занимается переработкой шин, а по договору отвозит их переработчику, не получая с этого выгоды. В дальнейшем из автопокрышек делают мелкодисперсную крошку, которую применяют при строительстве и ремонте дорожных покрытий, при производстве кровельных гидроизоляционных материалов, брызговиков для машин, ковриков и прочего.
В ЕМУП «Спецавтобаза» отмечают, что правильный способ утилизации шин — это сдача их в специальный приемный пункт. Он работает ежедневно с 8.00 до 20.00 по адресу ул. Посадская, 3 (въезд со стороны ул. Гурзуфской). С начала 2024 года услугой воспользовались тысячи жителей Свердловской области, в пункт сдано более 20 тыс. автошин.
Но, к сожалению, так поступают не все автовладельцы. Часть уральцев оставляет использованные автомобильные покрышки на контейнерных площадках. В этом случае шины становятся головной болью управляющих компаний.
«Проблема несанкционированного выброса автомобильных покрышек во дворах многоквартирных домов очень больной вопрос. Покрышки выбрасывают на контейнерные площадки, а порой и просто во дворах, на газонах, на детских площадках. Исходя из классификации отходов, шины не относятся к твердым коммунальным отходам, их не забирает «Спецавтобаза». Нужно специально выделять транспорт, людей для их сбора. Везти покрышки в «Спецавтобазу», оплата за их сдачу производится по отдельному договору. Сумму расходов предъявить жителям нет возможности, так как они не относятся к отходам жизнедеятельности. Наша компания заключила договор с компанией ООО «Спецавтоком» на вывоз и утилизацию покрышек, с начала этого года уже оплатила работы более чем на 300 000 рублей. Пик сбора приходится на весну и осень, когда автовладельцы «переобувают» свои машины», — отметила начальник отдела по работе с населением УК «Фонд Радомир» Марина Шаихслисламова.
«Избежать таких «подарков» помогает контроль за контейнерными площадками со стороны службы охраны жилого дома. Но если охрана не доглядела, либо охрана в доме отсутствует, вывоз покрышек вынуждена организовывать УК, так как отвечает за надлежащее содержание придомовой территории. Вывоз и утилизация осуществляется за счет средств, выделяемых на техническое обслуживание и содержание дома, на территории которого расположена контейнерная площадка. Решить проблему может ответственное отношение самих автовладельцев к утилизации покрышек (самостоятельная сдача их в специализированные пункты приема), но, к сожалению, далеко не все владельцы авто готовы это делать», — сообщают в пресс-службе УК «Территория».
«Управляющим компаниям, обслуживающим новый жилой фонд с закрытыми дворами, камерами наблюдения и охраной, конечно, легче бороться с этой проблемой. Тем УК, которые обслуживают старый жилой фонд, приходится сложнее. Отследить, кто именно выбросил старые шины, удается далеко не всегда. Да и несознательные граждане стараются делать это тайно, обычно ночью. Поэтому приходится опираться в первую очередь, на разъяснительную работу с населением: объяснять, как правильно утилизировать шины», — отметил Дмитрий Скрипник.
«Как таковых способов борьбы с этим нет, кроме того, как взывать к сознательности граждан. Определить владельца шин часто просто невозможно», — отмечают в УК «Фонд Радомир».
В то же время эксперты поясняют, что иногда в ситуацию все же вмешиваются правоохранительные органы, а для горожан, которые нарушают правила утилизации, предусмотрены штрафы — до 4 тыс. руб.
Но граждане — не единственный источник «бесхозных» покрышек и убытков для УК. Как минимум часть из них могут быть результатом попыток сэкономить со стороны автоцентров и шиномонтажей. Многие крупные официальные автосервисы берут процесс утилизации шин на себя, предлагая автомобилистам эту услугу за дополнительную плату либо в качестве бонуса при шиномонтаже. Но некоторые своими обязанностями пренебрегают.
«Шины на контейнерных площадках размещают не только граждане, но и шиномонтажные сервисы», — отмечают в УК «Территория».
«За руку мы никого пока не ловили, но видим тенденцию — на площадках возле небольших шиномонтажей старые шины появляются намного чаще, тем на тех площадках, где таких заведений нет. Нельзя исключать, что недобросовестные предприниматели берут с граждан деньги за утилизацию шин, а потом перекладывают всю работу и расходы на управляющие компании. Тут разбираться должны полиция и природоохранная прокуратура», — полагает Дмитрий Скрипник.
С ним согласен и пресс-секретарь ЕМУП «Спецавтобаза» Александр Александров.
«Те, кто пренебрегают своими обязанностями по утилизации шин, имеют дело с надзорными органами — Роспотребнадзором и природоохранной прокуратурой», — отметил он, напомнив, что штраф за неправильную утилизацию покрышек для предприятий доходит до 400 тыс. руб.
Впрочем, представители коммунального бизнеса считают, что существующая ситуация во многом порождена двойственностью законодательства, которое возложило обязанности по оплате утилизации шин на управляющие компании, а саму утилизацию — на оператора ТБО. Проще было бы решить ее через наделение «Спецавтобазы» дополнительными обязанностями по самостоятельной утилизации шин.
«В обязанности регоператора — «Спецавтобазы» — ответственного за вывоз бытовых и твердых коммунальных отходов, вывоз шин не входит. Включение этой услуги в тариф «Спецавтобазы» решило бы вопрос. Процесс станет управляемым: есть оператор, есть тариф, вывоз осуществляется по звонку», — отмечает директор управляющей компании «Территория» Дмитрий Сень.
Изображение создано с помощью нейросети Playground