Статьи
12.08.2016

Илья Васкецов: Познавательный досуг — очевидный тренд на рынке услуг, ориентированных на детей

Илья Васкецов: Познавательный досуг — очевидный тренд на рынке услуг, ориентированных на детейОрганизатор Парка научных развлечений NEWTON Илья Васкецов рассказал ИАА «УралБизнесКонсалтинг», в чем привлекательность рынка познавательного досуга и как избежать «одноразовости» подобного бизнеса для потребителя.

— В последнее время в России появилось много различных интерактивных площадок. Означает ли это, что рынок стал привлекательным для бизнесменов?

— В целом тренд детского досуга и продуктов для детей сейчас привлекателен для бизнеса, в том числе из-за демографического подъема. Это тенденция не вечная, бывают и спады. Но сейчас школьников каждый год становится немного больше, и поэтому рынок детской продукции и услуг представляет интерес.

В то же время все больше родителей стремятся сделать так, чтобы время, которое они проводят с детьми, было максимально полезным и развивающим. Все мамочки хотят, чтобы ребенок получал не только физическое, но и интеллектуальное, и творческое развитие. На индустрию познавательного досуга для детей работает огромное число кружков, детских центров, школ развития и так далее.

Кроме того, на данный подсегмент рынка оказывает влияние высокий уровень развития зарубежных аналогов. Например, в Европе в каждом крупном городе есть подобного рода научный парк. И по мере того, как родители ездят по зарубежным странам и смотрят, что в Германии, а что в Скандинавии, у них возникает вопрос, почему в России такого нет. Так получилось и у меня. У нас с супругой трое детей. Мы часто путешествуем по миру и видим, что такого рода проекты существуют и представляют интерес именно с точки зрения познавательного развивающего досуга.

Поэтому был момент, когда созрела готовность, с одной стороны, у нас как предпринимателей, а с другой — у рынка в Екатеринбурге. Мы увидели потребность на рынке, посмотрели аналоги и примерно за пять месяцев прошли от идеи до открытия.

В части прямых конкурентов, очевидно, два таких парка в городе нет смысла делать — это как два цирка. Поэтому в этом плане мы относительно спокойны. Конкуренция в основном — в плоскости всех детских досуговых учреждений в целом.

Насчет регулирования деятельности таких проектов: каких-то особых требований к нам нет — только стандартные по технике безопасности и в целом для организаций, которые работают с детьми. В первую очередь «проверяющим» для нас является сам потребитель, который голосует своим кошельком и вторым приходом.

— Что нужно сделать, чтобы открыть интерактивный парк или музей в России?

— Вопрос порога вхождения в этот бизнес и капиталоемкости непростой. Действительно, есть и дорогостоящие установки, и сложности в монтаже и наладке. При этом если просто набрать экспонаты и расставить в помещении, то никакого парка не получится. Нам чужды чисто музейные технологии: просто рассказать про экспонат и «Пройдемте дальше». Наша задача — чтобы все посетители провели эксперименты, чтобы была вовлеченность. Я считаю ошибкой экскурсовода, если родители не вовлекаются в эксперименты, даже если они стоят в паре шагов от детей и улыбаются.

Поэтому не менее, чем наполовину, успех такого рода проектов заключен в персонале и методике работы с клиентами. Я изучил методические рекомендации экскурсоводам музеев и понял, что их нужно порвать и выбросить, ни в коем случае не показывая нашим сотрудникам. Конечно, мы занимаемся развитием речи и других базовых вещей, связанных с коммуникативными навыками. Но у нас своя технология подачи экскурсии, которая ориентирована на интерактив. Так что от слова «музей» мы уходим принципиально, и позиционируем себя как парк, где мы вместе с гостями путешествуем, вместе открываем новое.

При этом у наших экскурсоводов есть определенный стандарт знаний о каждом экспонате, в том числе на тот случай, если человек уже был у нас. Поэтому если клиент придет в третий раз, ему все равно будет интересно, потому что для него экскурсоводы скорректируют программу.

— А экспонаты вы только на заказ изготавливаете или где-то собираете?

— В парке NEWTON 90% экспонатов — это индивидуальные заказные позиции, 10% — это предметы серийного производства, которые можно приобрести в специализированных магазинах. Например, скелет мы сами не отливаем — его можно купить. Сложные элементы с электроникой мы тоже сами не паяем — берем заготовки и собираем конструкцию модульным принципом.

Концептуально идеи все наши, с точки зрения реализации, часть модулей докупается, часть производится. В общей сложности у нас было порядка 15 различных поставщиков и мастерских в разных городах. То есть собирали по всей стране.

При этом, с моей точки зрения, очень важны компетенции, связанные с систематизацией этих элементов. В отличие от других парков в России, которых сейчас более 20 по стране, в нашем парке экспонаты логически разделены на тематические зоны. Например, от магнетизма и свойства материалов мы переходим к теме электричества, электродинамике, от простой механики — к аэрогидродинамике. Есть ведь определенная последовательность в научных дисциплинах, в логике раскрытия сути окружающих нас явлений.

— Пожалуй, такие интерактивные площадки можно назвать «одноразовыми»: слишком сложно и затратно их обновлять. Как в таких случаях развивать лояльность клиента?

— Да, есть такая сложность, но мы ежегодно обновляем порядка трети экспозиции, плюс открываем новые секции.

При этом основной способ продления срока жизни проекта — диверсификация портфеля услуг. Это отдельная строка затрат, но она оправдывает себя. На сегодняшний день уже больше половины бизнеса — это не экспозиция, а другие услуги: лабораторные работы, научные квесты-бродилки, научные шоу и тематические мероприятия — выпускные, дни рождения, празднования Нового года. В этом году к сентябрю мы подготовили более 10 новых программ лабораторных работ и квестов. Есть ребята, которые у нас ходят уже по восемь-десять раз на разные программы.

Еще одна новая услуга — летний научный лагерь. Если в прошлом году для нас это была проба пера, то в этом все смены заполняются заранее. В течение недели участники посещают различные интересные места города, связанные с определенной тематикой — например, космонавтикой, механикой. Каждый день лабораторные работы, на которых с ребятами работают специалисты. Конечно, там есть и развлекательный момент, тем не менее ребенок уходит с багажом полученных знаний и навыков.

— То есть даже при дифференциации продукции вы остаетесь ориентированы на детей?

— Если говорить об основном посетителе, конечно, это школьники. В первую очередь речь идет о детях в возрасте от 5 до 15 лет. Но надо понимать, что платят не они, а родители. Поэтому наша целевая аудитория — это мамы и папы 25-45 лет, активные бабушки и дедушки, и, конечно, школы. Система образования видит в нас не просто какой-то развлекательный проект, а помощника в процессе обучения. То есть мы становимся площадкой дополнительного образования.

За два года работы парка мы увидели, что у ребят формируется мощнейшая мотивация к изучению — не хочется говорить слово «учеба» — всего нового вокруг себя. Мы, по сути, заводим некий мотор в сознании ребенка, который дальше формирует любопытство, тягу к открытиям. У нас даже есть неофициальный слоган: «Мы фабрика по производству восторга открытий». Восторга не от эффекта шоу, а именно от понимания того, как и что вокруг работает. Ведь есть аналоги нашего парка, но в них идет ставка просто на вау-эффект, а природа явления не раскрывается, нет открытия.

Вопросы мотивации к школе, закрепления материала, побуждения интереса к новым дисциплинам, профориентации — это очень серьезные задачи, которые мы решаем для системы образования. Сейчас для нас это отдельное направление работы — быть полезными школам. Вообще, 60% посетителей парка NEWTON на данный момент — это организованные группы, в основном классы. И здесь неравнодушие классных руководителей, председателей родительского комитета, учителей естественно-научных предметов проявляется в том, что они инициируют походы к нам. А как еще заставить восьмиклассника учить физику или химию? Да не надо его заставлять. Он сам к ним потянется, когда откроет для себя, например, удивительный закон Бернулли в ходе личного эксперимента на двухметровой установке.

— Раз вы так тесно сотрудничаете со школами, то, наверное, не почувствовали на себе кризис?

— Было бы смешно говорить об отсутствии снижения платежеспособного спроса на рынке. Действительно, способность потребителей платить уменьшилась. Мы видим, что люди серьезно экономят на всем и тяжелее относятся к ценнику. Кто-то, может, даже отказался от похода в NEWTON PARK. Но в целом за счет тех трендов, которые я ранее озвучил, мы кризис не сильно ощущаем. Он есть, но не фатален для нас.

Цена билета у нас сопоставима со стоимостью похода в кино, где человек сидит, ест попкорн, который еще стоит как билет, не разговаривает со своим ребенком, просто получает вау-эффект и выходит. Это не развивает ребенка и отношения с ним. А в Парке за этот же ценник он фактически получает возможность неограниченное время вместе с ребенком открывать законы мироздания, формировать интерес к миру реальных, а не виртуальных категорий. Поэтому родители ценят это.

— Вообще существование на стыке развлекательной и образовательной сфер — это все-таки сложность или конкурентное преимущество?

— Мы конкурируем за чек и со всеми развлекательными организациями детского досуга, и с частью образовательных продуктов. То есть наш парк может соперничать с батутным парком или цирком за деньги родителей, которые они готовы потратить на досуг ребенка. Но по своей глубокой сути мы с ними не конкурируем, потому что действительно находимся на стыке двух указанных отраслей.

Практика показывает, что резкий рост маржинальности и динамики роста бизнеса фиксируется как раз в точках соприкосновения тех или иных отраслей. Например, берем интернет и торговлю, получаем интернет-торговлю, которая показала в последние годы резкий всплеск. На стыках сегментов появляется некий резонанс. Поэтому мы четко видим своего потребителя и понимаем его интерес к нам.

— Что со вторым парком — NEWTON BIO, который располагался на Радищева? Есть ли уже какие-то договоренности по новой площадке?

— Когда мы запускали NEWTON BIO, в котором рассказывали все о человеческом организме и биосфере, у нас были некоторые сомнения, потому что он не является классическим физическим научным парком. Но за год работы он доказал свою успешность. По не зависящим от нас причинам, мы вынуждены переехать с прежней площадки на Радищева.

Договоренности есть, переезжаем в район Музея изобразительных искусств на Вайнера — Малышева. Думаю, новое место достаточно удачное, в том числе потому, что там довольно насыщенный пешеходный поток.

По поводу конкуренции в месте локации — мы только рады появлению подобных проектов рядом с нами. Есть кластерный принцип: когда в одной локации собираются проекты, разные по контенту, но схожие по тематике, например, познавательный досуг, то получается некий эффект синергии.

Поэтому к Вайнера мы относимся как раз с такой позиции. Да, будем конкурировать за чек с разными развлекательными проектами, но по своей сути останемся интересными и встанем на клиентопоток, который в целом там формируется.

— Вообще организация познавательного досуга все-таки прибыльный бизнес или требует все новых и новых вложений после выхода на самоокупаемость?

— Подобные проекты могут быть прибыльными, но это не значит, что, повторив аналогичный нашему проект, получишь автоматически ожидаемую прибыль. Слишком много внешних и внутренних факторов должно сложиться вместе. Очень важна и адекватная заряженная команда. Нам с этим повезло. Каждому бизнесмену надо искать что-то свое, потому что многое зависит от личного видения и вклада организаторов, вовлеченности и, если хотите, одержимости.

Были моменты, когда мы с партнером не спали по два-три дня и с отверткой в руках собирали экспонаты, потому что мы не могли себе позволить открыться позднее 1 января и потерять новогодний трафик.

Конечно, нам с супругой помог и личный родительский опыт. Мы многое тестировали на своих детях. Старший сын помогал в разработке бренда, средний — в тестировании лабораторных работ и не только. Я вижу, как на них влияет тема парка науки — тяга к открытиям, творчеству, интерес к жизни…

Что дальше. Мы прекрасно понимаем, что если сейчас заморозить развитие парков NEWTON в текущем состоянии на два-три года, то они потеряют привлекательность. Поэтому каждый год новые задачи, новые продукты. Одна из главных задач на сегодня — быть полезными не просто родителям, а стать реальной поддержкой основной системе образования. Мы видим, куда дальше расти и развиваться, в планах много интересных проектов.

Валерия Кабанова
Вернуться в раздел » Статьи
Материалы по теме
14.04.2016 Анна Бабкина: Рынок эко-косметики зависим от валютных скачков

На вопросы УрБК ответила основательница, владелица бренда эко-косметики «Макошь» Анна Бабкина ...

10.12.2014 Алексей Гресько: Ресторанный бизнес переживает смену парадигмы

На вопросы ИАА «УралБизнесКонсалтинг» ответил директор Freelance Café и Traveler’s Coffee Алексей Гресько. — ...

09.12.2014 Алексей Гресько: Ресторанный бизнес переживает смену парадигмы

На вопросы УрБК ответил директор Freelance Café и Traveler’s Coffee Алексей Гресько ...

26.12.2013 Слава PTRK: В России пока нет понимания, что в искусство надо вкладывать деньги

На вопросы УрБК ответил один из известных уличных художников России Слава PTRK ...

03.03.2009 Председатель ООД «Деловая Россия» Борис Титов: От таких проектов, как «Урал промышленный — Урал Полярный», нужно сегодня отказываться

УрБК, Екатеринбург, 03.03.2009. «Мы считаем, что сегодня создание и стимулирование спроса может идти за счет точечной ...