Организатор Парка научных развлечений NEWTON Илья Васкецов рассказал ИАА «УралБизнесКонсалтинг», в чем привлекательность рынка познавательного досуга и как избежать «одноразовости» подобного бизнеса для потребителя.— В последнее время в России появилось много различных интерактивных площадок. Означает ли это, что рынок стал привлекательным для бизнесменов?— В целом тренд детского досуга и продуктов для детей сейчас привлекателен для бизнеса, в том числе из-за демографического подъема. Это тенденция не вечная, бывают и спады. Но сейчас школьников каждый год становится немного больше, и поэтому рынок детской продукции и услуг представляет интерес.
В то же время все больше родителей стремятся сделать так, чтобы время, которое они проводят с детьми, было максимально полезным и развивающим. Все мамочки хотят, чтобы ребенок получал не только физическое, но и интеллектуальное, и творческое развитие. На индустрию познавательного досуга для детей работает огромное число кружков, детских центров, школ развития и так далее.
Кроме того, на данный подсегмент рынка оказывает влияние высокий уровень развития зарубежных аналогов. Например, в Европе в каждом крупном городе есть подобного рода научный парк. И по мере того, как родители ездят по зарубежным странам и смотрят, что в Германии, а что в Скандинавии, у них возникает вопрос, почему в России такого нет. Так получилось и у меня. У нас с супругой трое детей. Мы часто путешествуем по миру и видим, что такого рода проекты существуют и представляют интерес именно с точки зрения познавательного развивающего досуга.
Поэтому был момент, когда созрела готовность, с одной стороны, у нас как предпринимателей, а с другой — у рынка в Екатеринбурге. Мы увидели потребность на рынке, посмотрели аналоги и примерно за пять месяцев прошли от идеи до открытия.
В части прямых конкурентов, очевидно, два таких парка в городе нет смысла делать — это как два цирка. Поэтому в этом плане мы относительно спокойны. Конкуренция в основном — в плоскости всех детских досуговых учреждений в целом.
Насчет регулирования деятельности таких проектов: каких-то особых требований к нам нет — только стандартные по технике безопасности и в целом для организаций, которые работают с детьми. В первую очередь «проверяющим» для нас является сам потребитель, который голосует своим кошельком и вторым приходом.
— Что нужно сделать, чтобы открыть интерактивный парк или музей в России?— Вопрос порога вхождения в этот бизнес и капиталоемкости непростой. Действительно, есть и дорогостоящие установки, и сложности в монтаже и наладке. При этом если просто набрать экспонаты и расставить в помещении, то никакого парка не получится. Нам чужды чисто музейные технологии: просто рассказать про экспонат и «Пройдемте дальше». Наша задача — чтобы все посетители провели эксперименты, чтобы была вовлеченность. Я считаю ошибкой экскурсовода, если родители не вовлекаются в эксперименты, даже если они стоят в паре шагов от детей и улыбаются.
Поэтому не менее, чем наполовину, успех такого рода проектов заключен в персонале и методике работы с клиентами. Я изучил методические рекомендации экскурсоводам музеев и понял, что их нужно порвать и выбросить, ни в коем случае не показывая нашим сотрудникам. Конечно, мы занимаемся развитием речи и других базовых вещей, связанных с коммуникативными навыками. Но у нас своя технология подачи экскурсии, которая ориентирована на интерактив. Так что от слова «музей» мы уходим принципиально, и позиционируем себя как парк, где мы вместе с гостями путешествуем, вместе открываем новое.
При этом у наших экскурсоводов есть определенный стандарт знаний о каждом экспонате, в том числе на тот случай, если человек уже был у нас. Поэтому если клиент придет в третий раз, ему все равно будет интересно, потому что для него экскурсоводы скорректируют программу.
— А экспонаты вы только на заказ изготавливаете или где-то собираете?— В парке NEWTON 90% экспонатов — это индивидуальные заказные позиции, 10% — это предметы серийного производства, которые можно приобрести в специализированных магазинах. Например, скелет мы сами не отливаем — его можно купить. Сложные элементы с электроникой мы тоже сами не паяем — берем заготовки и собираем конструкцию модульным принципом.
Концептуально идеи все наши, с точки зрения реализации, часть модулей докупается, часть производится. В общей сложности у нас было порядка 15 различных поставщиков и мастерских в разных городах. То есть собирали по всей стране.
При этом, с моей точки зрения, очень важны компетенции, связанные с систематизацией этих элементов. В отличие от других парков в России, которых сейчас более 20 по стране, в нашем парке экспонаты логически разделены на тематические зоны. Например, от магнетизма и свойства материалов мы переходим к теме электричества, электродинамике, от простой механики — к аэрогидродинамике. Есть ведь определенная последовательность в научных дисциплинах, в логике раскрытия сути окружающих нас явлений.
— Пожалуй, такие интерактивные площадки можно назвать «одноразовыми»: слишком сложно и затратно их обновлять. Как в таких случаях развивать лояльность клиента?— Да, есть такая сложность, но мы ежегодно обновляем порядка трети экспозиции, плюс открываем новые секции.
При этом основной способ продления срока жизни проекта — диверсификация портфеля услуг. Это отдельная строка затрат, но она оправдывает себя. На сегодняшний день уже больше половины бизнеса — это не экспозиция, а другие услуги: лабораторные работы, научные квесты-бродилки, научные шоу и тематические мероприятия — выпускные, дни рождения, празднования Нового года. В этом году к сентябрю мы подготовили более 10 новых программ лабораторных работ и квестов. Есть ребята, которые у нас ходят уже по восемь-десять раз на разные программы.
Еще одна новая услуга — летний научный лагерь. Если в прошлом году для нас это была проба пера, то в этом все смены заполняются заранее. В течение недели участники посещают различные интересные места города, связанные с определенной тематикой — например, космонавтикой, механикой. Каждый день лабораторные работы, на которых с ребятами работают специалисты. Конечно, там есть и развлекательный момент, тем не менее ребенок уходит с багажом полученных знаний и навыков.
— То есть даже при дифференциации продукции вы остаетесь ориентированы на детей?— Если говорить об основном посетителе, конечно, это школьники. В первую очередь речь идет о детях в возрасте от 5 до 15 лет. Но надо понимать, что платят не они, а родители. Поэтому наша целевая аудитория — это мамы и папы 25-45 лет, активные бабушки и дедушки, и, конечно, школы. Система образования видит в нас не просто какой-то развлекательный проект, а помощника в процессе обучения. То есть мы становимся площадкой дополнительного образования.
За два года работы парка мы увидели, что у ребят формируется мощнейшая мотивация к изучению — не хочется говорить слово «учеба» — всего нового вокруг себя. Мы, по сути, заводим некий мотор в сознании ребенка, который дальше формирует любопытство, тягу к открытиям. У нас даже есть неофициальный слоган: «Мы фабрика по производству восторга открытий». Восторга не от эффекта шоу, а именно от понимания того, как и что вокруг работает. Ведь есть аналоги нашего парка, но в них идет ставка просто на вау-эффект, а природа явления не раскрывается, нет открытия.
Вопросы мотивации к школе, закрепления материала, побуждения интереса к новым дисциплинам, профориентации — это очень серьезные задачи, которые мы решаем для системы образования. Сейчас для нас это отдельное направление работы — быть полезными школам. Вообще, 60% посетителей парка NEWTON на данный момент — это организованные группы, в основном классы. И здесь неравнодушие классных руководителей, председателей родительского комитета, учителей естественно-научных предметов проявляется в том, что они инициируют походы к нам. А как еще заставить восьмиклассника учить физику или химию? Да не надо его заставлять. Он сам к ним потянется, когда откроет для себя, например, удивительный закон Бернулли в ходе личного эксперимента на двухметровой установке.
— Раз вы так тесно сотрудничаете со школами, то, наверное, не почувствовали на себе кризис?— Было бы смешно говорить об отсутствии снижения платежеспособного спроса на рынке. Действительно, способность потребителей платить уменьшилась. Мы видим, что люди серьезно экономят на всем и тяжелее относятся к ценнику. Кто-то, может, даже отказался от похода в NEWTON PARK. Но в целом за счет тех трендов, которые я ранее озвучил, мы кризис не сильно ощущаем. Он есть, но не фатален для нас.
Цена билета у нас сопоставима со стоимостью похода в кино, где человек сидит, ест попкорн, который еще стоит как билет, не разговаривает со своим ребенком, просто получает вау-эффект и выходит. Это не развивает ребенка и отношения с ним. А в Парке за этот же ценник он фактически получает возможность неограниченное время вместе с ребенком открывать законы мироздания, формировать интерес к миру реальных, а не виртуальных категорий. Поэтому родители ценят это.
— Вообще существование на стыке развлекательной и образовательной сфер — это все-таки сложность или конкурентное преимущество?— Мы конкурируем за чек и со всеми развлекательными организациями детского досуга, и с частью образовательных продуктов. То есть наш парк может соперничать с батутным парком или цирком за деньги родителей, которые они готовы потратить на досуг ребенка. Но по своей глубокой сути мы с ними не конкурируем, потому что действительно находимся на стыке двух указанных отраслей.
Практика показывает, что резкий рост маржинальности и динамики роста бизнеса фиксируется как раз в точках соприкосновения тех или иных отраслей. Например, берем интернет и торговлю, получаем интернет-торговлю, которая показала в последние годы резкий всплеск. На стыках сегментов появляется некий резонанс. Поэтому мы четко видим своего потребителя и понимаем его интерес к нам.
— Что со вторым парком — NEWTON BIO, который располагался на Радищева? Есть ли уже какие-то договоренности по новой площадке? — Когда мы запускали NEWTON BIO, в котором рассказывали все о человеческом организме и биосфере, у нас были некоторые сомнения, потому что он не является классическим физическим научным парком. Но за год работы он доказал свою успешность. По не зависящим от нас причинам, мы вынуждены переехать с прежней площадки на Радищева.
Договоренности есть, переезжаем в район Музея изобразительных искусств на Вайнера — Малышева. Думаю, новое место достаточно удачное, в том числе потому, что там довольно насыщенный пешеходный поток.
По поводу конкуренции в месте локации — мы только рады появлению подобных проектов рядом с нами. Есть кластерный принцип: когда в одной локации собираются проекты, разные по контенту, но схожие по тематике, например, познавательный досуг, то получается некий эффект синергии.
Поэтому к Вайнера мы относимся как раз с такой позиции. Да, будем конкурировать за чек с разными развлекательными проектами, но по своей сути останемся интересными и встанем на клиентопоток, который в целом там формируется.
— Вообще организация познавательного досуга все-таки прибыльный бизнес или требует все новых и новых вложений после выхода на самоокупаемость?— Подобные проекты могут быть прибыльными, но это не значит, что, повторив аналогичный нашему проект, получишь автоматически ожидаемую прибыль. Слишком много внешних и внутренних факторов должно сложиться вместе. Очень важна и адекватная заряженная команда. Нам с этим повезло. Каждому бизнесмену надо искать что-то свое, потому что многое зависит от личного видения и вклада организаторов, вовлеченности и, если хотите, одержимости.
Были моменты, когда мы с партнером не спали по два-три дня и с отверткой в руках собирали экспонаты, потому что мы не могли себе позволить открыться позднее 1 января и потерять новогодний трафик.
Конечно, нам с супругой помог и личный родительский опыт. Мы многое тестировали на своих детях. Старший сын помогал в разработке бренда, средний — в тестировании лабораторных работ и не только. Я вижу, как на них влияет тема парка науки — тяга к открытиям, творчеству, интерес к жизни…
Что дальше. Мы прекрасно понимаем, что если сейчас заморозить развитие парков NEWTON в текущем состоянии на два-три года, то они потеряют привлекательность. Поэтому каждый год новые задачи, новые продукты. Одна из главных задач на сегодня — быть полезными не просто родителям, а стать реальной поддержкой основной системе образования. Мы видим, куда дальше расти и развиваться, в планах много интересных проектов.
Валерия Кабанова