Статьи
28.06.2016

Попытка обезопасить страховой рынок

Попытка обезопасить страховой рынокС 1 июля 2016 года страховые компании России начнут оформлять ОСАГО на новых бланках. Мера введена для защиты рынка от поддельных полисов, которые стали настоящей проблемой в последнее время. Между тем, по прогнозам Госзнака, злоумышленники смогут подделывать новые бланки уже через два года. С учетом того, что бланки старого образца будут в ходу до 30 сентября 2017 года, рынок окажется защищен от подделок приблизительно лишь на год. В свою очередь, страховые компании, по словам руководителя представительства РСА в УрФО Вячеслава Тарасова, потратили на введение новых бланков несколько десятков миллионов рублей.

«Бланк полиса поменяет цвет с зеленого на желто-розовый. Также будет металлизированная полоса новой, более усложненной формы, и водяные знаки. На бланке появится дополнительная информация, и у каждого полиса будет свой QR-код, по которому его можно будет идентифицировать сотрудникам ГИБДД или сканировать. На введение новых бланков ушло несколько десятков миллионов рублей. Это недешевое удовольствие, но страховщики на это пошли, чтобы минимизировать объемы поддельных полисов. По оценке экспертов, на сегодняшний день в Российской Федерации от 1 до 3 млн поддельных полисов», — рассказал Вячеслав Тарасов.

По информации РСА, новые бланки уже поступили уральским страховщикам. Но бежать и в спешном порядке менять старые полисы не нужно — они будут легитимны до конца срока действия. Кроме того, до 1 октября 2016 года введен переходный период, в течение которого страховые компании могут избавиться от старых бланков.

По прогнозу Госзнака, который занимался разработкой защиты нового бланка, этих мер условно хватит на два года, а потом злоумышленники научатся подделывать и их. Но до 30 сентября 2017 года в ходе еще будут бланки старого образца, а вместе с ними и подделки. Таким образом, рынок автострахования сможет избавиться от поддельных полисов лишь на условный год. Однако эксперты настроены не так пессимистично.

«Введение новых бланков призвано сделать рынок ОСАГО более безопасным и прогнозируемым. Ведь сам факт наличия поддельных полисов противоречит смыслу закона об ОСАГО. Но замена полиса — только одна из мер. И даже если исходить из пессимистичного прогноза, что через два года их опять будут подделывать, за это время страховое сообщество во главе с РСА и Центробанком предусмотрели еще ряд мер, чтобы исключить возможность подделки. Это и технологические решения, и общая база ГИБДД, и электронный полис», — прокомментировал директор Уральского регионального центра «Ингосстрах» Дмитрий Воллин.

Главной опасностью поддельных полисов ОСАГО, по словам экспертов, являются вовсе не убытки для страховщиков, а незащищенность граждан в случае, если у виновника ДТП нет «автогражданки». Тогда ответственность автовладельца не застрахована, и соответственно, пострадавшие в ДТП могут потребовать возмещение лишь с самого виновника аварии. Страховые же компании теряют лишь страховой тариф.

«Все это приводит к судам, разборкам на дорогах и прочим неприятностям. То есть каждый автовладелец должен понимать свою ответственность, и если уж он вышел на дорогу, то не оставлять без страховой защиты других участников движения», — пояснил представитель РСА.

По сути, достоверной гарантией от покупки поддельного полиса может стать только приобретение у известных и надежных страховых компаний, которые входят в тот же РСА. Также при оформлении ОСАГО не в страховой компании следует обратить внимание на цену — сейчас рынок урегулирован, и практически везде стоимость страхового тарифа равна. Если же стоимость полиса значительно превышает среднерыночную, то гражданам предлагают приобрести подделку или «образец», как называют их сами злоумышленники.

«Уровень поддельных полисов сейчас доходит до 5-7% от общего объема. Но подделать деньги — это уголовная статья, а здесь законодательство не предусматривает никакой ответственности. Доходит до курьезных случаев, когда сотрудники правоохранительных органов приходят с проверками в компании, которые торгуют поддельными полисами, а там говорят: «Мы не полисами торгуем, это лишь образцы бланков», — отмечает директор филиала «Росгосстрах» в Свердловской области Вадим Каточиков.

В свою очередь, автовладельцы поясняют покупку поддельных полисов значительно возросшими в 2015 году страховыми тарифами на ОСАГО — на 40%. Вместе с тем участники рынка подчеркивают, что введение нового бланка не означает повышения тарифов на ОСАГО. На подорожание ОСАГО повлияли рост цен на комплектующие и увеличение «потолка» выплат по «автогражданке». Кроме того, на страховые взносы косвенно влияет деятельность автоюристов, которые в разы увеличивают (http://urbc.ru/1068055509-vozmezdie-rynka-avtostrahovaniya.html) сумму возмещения.

«Страховой тариф — это экономически обоснованная составляющая, которая складывается из премий от покупки автовладельцем ОСАГО и идет на резервы компании для выплат пострадавшим в ДТП. Так вот, когда суды обязуют выплатить страховую компанию сверх того, что положено по регламенту, это ложится нагрузкой на прибыль. Страховые компании не включают судебные издержки в тариф и становятся убыточными. А убыточность для бизнеса приводит к тому, что страховые лобби начинают говорить: «Нам мало, нужно еще повысить тариф». Тем самым система посредничества будет косвенно вести к повышению стоимости страхового полиса», — считает Вячеслав Тарасов.

Вадим Каточиков отмечает, что на рынке страхования вообще не должно быть посредников, из-за которых компании терпят огромные убытки.

«От деятельности автоюристов потери для рынка составляют несколько сотен миллионов рублей. Наверное, 20% от уровня выплат. Мы в «Росгосстрахе» в прошлом году выплатили 1,7 млрд руб. жителям Свердловской области по ДТП. Это 300 млрд руб. как минимум автоюристы получили. Вообще смысл страхования — это возмещение ущерба, но никак не необоснованное обогащение. Какой ущерб мы возмещаем посредникам?» — рассуждает представитель «Росгосстраха».

Напомним, что по данным РСА, юридические посредники в 2015 году «увели» с рынка автострахования около 10 млрд руб. Так, за последние годы средний размер взысканных по ОСАГО компенсаций после суда в два раза превышает досудебные выплаты — 62,9 тыс. руб. против 35,6 тыс. руб.

Следует отметить, что от деятельности автоюристов могут пострадать и сами граждане, которые уступили им право требования возмещения со страховой компании. Как отмечают эксперты, взысканные по суду компенсации и штрафы в пользу автовладельца облагаются НДФЛ, который посредники, выступающие в суде от чужого имени, в большинстве случаев не выплачивают. В итоге граждане вынуждены платить налог с доходов, которые они не получали.

Валерия Кабанова
Вернуться в раздел » Статьи
Материалы по теме
28.06.2016 Уральские автостраховщики получили новые бланки ОСАГО

УрБК, Екатеринбург, 28.06.2016. Уральские автостраховщики получили новые бланки ОСАГО на квартал, сообщил сегодня на ...

23.05.2016 Доля поддельных полисов ОСАГО в России в 2015 году достигла 5%

В прошлом году доля поддельных полисов ОСАГО на рынке автострахования составила от 2% до 5%, пишет «Коммерсантъ» со ...

23.05.2016 Доля поддельных полисов ОСАГО в России в 2015 году достигла 5%

УрБК, Москва, 23.05.2016. В прошлом году доля поддельных полисов ОСАГО на рынке автострахования составила от 2% до 5%, ...

21.04.2016 Полисы ОСАГО будут розового цвета

Новые бланки полисов ОСАГО в России станут розовыми. Об этом ТАСС сообщил участник рабочей группы Российского союза ...

15.10.2014 ЦБ предупредил об участившихся случаях использования поддельных бланков полисов ОСАГО

УрБК, Москва, 15.10.2014. Банк России обратился к гражданам с предупреждением об участившихся в последнее время случаях ...