Законопроект о единой государственной автоматизированной информационной системе контроля производства и продажи спиртных напитков (ЕГАИС) вступил в силу 1 января 2016 года, что тогда привело к панике на рынке алкогольной продукции. В начале года можно было наблюдать пустующие полки в магазинах, которые не успели подключиться к системе и по закону не имели права на закупку новой продукции. Сегодня под удар рискует попасть большая часть небольших магазинов в отдаленных населенных пунктах, которые не смогут выполнить новые требования ЕГАИС.
Напомним, согласно нормам ЕГАИС, с 1 января 2016 года все розничные организации обязаны подтверждать данные о закупках алкогольной продукции, а с 1 июля 2016 года — сканировать акцизные марки и отправлять данные о продажах в Росалкогольрегулирование. Предполагается, что с помощью системы надзорные органы смогут отслеживать маршрут всего алкоголя от завода, через склад и до прилавка магазина, тем самым предотвращать поставки контрафактной продукции. Для того, чтобы это стало возможным, все участники цепочки должны быть зарегистрированы в ЕГАИС.
На сегодняшний день в Свердловской области работает 43 оптовых организации, 28 производителей пива и пивных напитков и 164 оптовых организации, которые осуществляют продажу этих товаров, а также около 2 тыс. компаний, имеющих лицензию на реализацию алкогольных продуктов.
По словам руководителя управления Росалкогольрегулирования по УрФО Юрия Чащина, к программе на данный момент подключены все оптовые сети Уральского региона и 86% сетей розничной торговли.
Стоит отметить, что с начала года о своем уходе с рынка Свердловской области заявило 16,9% организаций оптовой торговли алкоголем. Помимо этого, в начала 2016 года свою деятельность прекратило единственное предприятие в области, занимающееся производством алкогольных напитков — «Екатеринбургский Виншампанкомбинат». По мнению участников рынка, одной из причин резкого оттока игроков является система ЕГАИС.
Стоимость подключения к программе составляет от 6 до 30 тыс. руб., в зависимости от оборудования. Для предприятий, имеющих розничную сеть, также необходимо приобрести дополнительное оборудование, цена которого начинается от 70 тыс. руб., при наличии обновленного кассового аппарата, в противном случае ценник существенно повышается.
Помимо этого, необходимо учитывать тот факт, что подключение в ЕГАИС предполагает увеличение объема работ, в частности, на техническое обслуживание и внесение данных в систему. Нагрузка на работников увеличивается, вследствие чего руководству предприятий необходимо повышать оплату труда сотрудников, что также является дополнительными издержками.
Стоит отметить, что на этом нововведения на рынке алкогольной продукции не заканчиваются. Как отмечает Юрий Чащин, с 1 июля 2016 года все розничные сети и юридические лица, которые будут реализовывать спиртосодержащие напитки, должны установить новые кассовые аппараты, основная функция которых — считывание информации с каждой бутылки алкоголя. После сканирования аппарат выдает чек с кодом, который дает возможность потребителю отследить продукт вплоть до производителя.
На сегодняшний день большая часть розничных сетей — 86% — уже подключилась к системе и приобрела необходимое оборудование, однако оставшиеся 14%, по мнению экспертов, скорее всего, не смогут этого сделать до 1 июля 2016 года и в результате покинут рынок.
«На данный момент небольшая часть розничных предприятий не подключилась к системе. Основной причиной этого является отсутствие интернета, в частности, это касается отдаленных населенных пунктов», — пояснил председатель совета Союза предприятий торговли, питания и услуг Свердловской области Олег Аверин.
По его словам, если раньше расходы руководителей таких торговых точек ограничивались лишь 6 тыс. руб. на покупку программного обеспечения, то сейчас им нужно закупить дорогостоящее оборудование для учета всей алкогольной продукции.
Один из участников на форуме Aldoc.ru считает, что не все участники рынка смогут выдержать финансово введение ЕГАИС. Много мелких отсеются, как это происходило с увеличением госпошлины за лицензию.
«Им просто физически будет невыгодно продавать алкоголь. Вероятно, кто-то из них уйдет в тень. Кто там был, из нее выходить не станет. Крупным сетям, конечно, выгодно закрытие маленьких магазинов, с каждым разом появляются все новые ограничения, выполнить которые маленькие «магазины у дома» просто не могут. А алкоголь это порядка 30% их выручки: не будет алкоголя — упадут продажи остального, и как итог, нерентабельность торговой точки», — высказался один из участников форума на Aldoc.ru.
Стоит отметить, что минимальная стоимость необходимого набора технических средств начинается с 42,2 тыс. руб. В ее состав входит сканер, фискальный регистратор и принт. Однако стоит отметить, что такой программно-аппаратный комплекс подойдет лишь тем торговым точкам, в которых уже установлены кассовые аппараты нового типа. Если же такое оборудование отсутствует в магазине, то руководству придется потратить более внушительную сумму на техническое обновление. В частности, минимальная стоимость необходимой кассы начинается с 101 тыс. руб.
По словам одного из участников рынка, сегодня, учитывая снижение рентабельности многих торговых предприятий, значительное увеличение финансовой нагрузки на розничные сети может привести к тому, что часть мелких магазинов прекратит свою деятельность в небольших городах области.
«У нас маленькая торговая точка в Асбесте с низким оборотом, и у нас нет возможности приобрести необходимое оборудование, стоимость которого доходит до 200 тыс. руб. Сейчас продавцам приходится вручную переписывать данные с каждой проданной бутылки (наименование, производитель, дата разлива и так далее). Это требует дополнительного времени, которое не оплачивается. С 1 июля новое оборудование должно быть закуплено, и мы стараемся накопить на него, но при низкой рентабельности это сделать сложно», — рассказала собственница одного из продуктовых магазинов в Асбесте.
До вступления в силу требования об установке новых кассовых аппаратов во всех розничных сетях осталось меньше месяца, за который, по словам представителей Росалкогольрегулирования, оставшиеся торговые точки должны закупить нужное оборудование.
Однако по мнению участников рынка, каждый десятый магазин не сможет этого сделать по техническим причинам либо из-за отсутствия денежных средств. А учитывая тот факт, что штраф за игнорирование ЕГАИС варьируется от 150 до 200 тыс. руб., вполне вероятно, что уже к концу лета 2016 года число магазинов, торгующих алкоголем в Свердловской области, сократится на 10-14%.