Госдума РФ 19 февраля 2016 года приняла в окончательном чтении законопроект об усилении ответственности туроператоров, одним из главных новшеств которого является формирование фонда персональной ответственности организаций, занимающихся выездным туризмом. Эксперты отмечают, что если новый фонд будет создаваться наряду с действующими механизмами защиты туристов, общая финансовая нагрузка может оказаться неподъемной для многих участников туррынка. В результате компании откажутся от работы на зарубежных направлениях, рентабельность которых и без того минимальна.
Напомним, ранее ответственность туроператоров обеспечивалась взносами в резервный фонд «Турпомощи» и финансовыми гарантиями банков либо страховых компаний.
Согласно новому закону, вводится третий инструмент защиты потребителей турпродукта — фонд персональной ответственности туроператора в сфере выездного туризма (ФПОТ). В его задачи входит выплата гражданам денежных средств для возмещения ущерба, возникшего в результате неисполнения туристическими компаниями своих обязательств.
Документ предполагает установление ежегодного взноса в этот фонд, размер которого составит 1% от общей цены турпродукта в сфере выездного туризма за предыдущий год. Деньги, аккумулируемые на банковском депозите, будут предназначены для выплат клиентам конкретной компании. При этом туроператор вправе сразу сформировать свой персональный фонд до максимального размера, который составляет не менее 7% от общей цены турпродукта за предыдущий год.
Следует отметить, что участники рынка неоднозначно отнеслись к законодательным нововведениям. С одной стороны, по словам исполнительного директора Уральской ассоциации туризма Михаила Мальцева, фонд персональной ответственности может стать действенным инструментом защиты туристов и в перспективе заменит доказавшие свою неэффективность фингарантии банков и страховых компаний.
«Необходимость создания механизма персональной ответственности туроператоров доказали события в отрасли, случившиеся на протяжении последних полутора лет. Мы надеемся, что новый закон в перспективе не только защитит туристов, но через какое-то время, когда ФПОТ будет наполнен у каждого из операторов, позволит отойти от зарекомендовавшего себя негативно и осложняющего работу турбизнеса инструмента финансовых гарантий», — пояснил эксперт.
Однако, с другой стороны, принятый закон пока не подразумевает отмены фингарантий, и компаниям наряду с покупкой страховых полисов придется платить взносы уже в два фонда. В противном случае они будут исключены из единого реестра российских туроператоров, и их деятельность станет незаконной.
Между тем участники рынка сходятся во мнении, что в сложившейся в сегменте зарубежного туризма ситуации любая дополнительная финансовая нагрузка может привести компании к окончательному разорению.
«Момент для принятия закона не лучший. Зарубежного туризма уже практически нет как такового, а законодатели все думают, сколько денег с него взять и как еще подстраховаться. Введение нового побора приведет к тому, что рынок совсем умрет или станет совершенно неконтролируемым, «теневым», — отметил директор представительства «Натали Турс» в Екатеринбурге Олег Хигер.
«В ситуации, когда туризм переживает очень сложные времена, в регионах отрасль на грани выживания, любое вмешательство, особенно связанное с дополнительными выплатами, может оказаться болезненным и будет воспринято негативно участниками рынка», — считает Михаил Мальцев.
Кроме того, часть экспертов опасаются, что фонд персональной ответственности превратится из механизма защиты туристов в очередной инструмент изъятия денег у туроператоров.
«Уже несколько попыток страховать туристов было предпринято, но результаты оказались далеки от ожидаемых. Порядка на рынке как не было, так и нет, принятые законы не работают. Пока формулировки нового нормативного акта не дают уверенности, что ситуация как-то изменится в лучшую сторону», — пояснил один из участников рынка.
Следует отметить, что вступление нового закона в силу предполагается не ранее 1 января 2017 года. Эксперты отмечают, что у профессионального сообщества есть возможность путем разработки подзаконных актов частично скорректировать его содержание. Однако без потерь пережить введение нового вида финансовой нагрузки туроператоры смогут лишь в случае восстановления рынка зарубежного туризма, которого в ближайший год не предвидится.