В Екатеринбурге обсуждается проблема клиентов санированного ВУЗ-банка, которые заявили в ряд СМИ о невозврате своих вложений. В 2015 году некоторые вкладчики банка, у которых заканчивался депозит, узнали о предложении с более выгодной ставкой под названием «Суперзайм». Ставка по продукту достигала 16,5% годовых. Договор на эту услугу заключался между клиентом и факторинговой компанией (ФК) «Лайф», входившей в финансовую группу «Лайф», как и сам ВУЗ-банк.
По словам экспертов, желая получить более высокие проценты, вкладчики не удостоверились вовремя, что этот случай не попадает под программу страхования вкладов. Поэтому, когда в начале осени 2015 года ФК «Лайф» перестала отвечать по своим обязательствам в связи с общими проблемами группы «Лайф», ее клиентам стало сложно вернуть свои деньги.
В пресс-службе ВУЗ-банка подтвердили, что ранее, когда банк входил в ФГ «Лайф», через отделения кредитного учреждения можно было заключить договор с одноименной факторинговой компанией на услугу «Суперзайм». Однако это был не вклад, а договор процентного займа, по которому клиент выступал в качестве кредитора факторинговой компании «Лайф», а она — в качестве заемщика. ВУЗ-банк в этой ситуации выступал как агент, то есть принимал у клиента средства, которые тот ссужал ФК «Лайф» по договору.
Именно этот факт впоследствии вызвал возмущение ряда клиентов, уверенных, что если ВУЗ-банк принимал деньги (подпись сотрудника и печать банка стоят в договоре), то обязан за них отвечать. Однако юридически по обязательствам, предусмотренным по этим договорам, ответственность несет ФК «Лайф». Когда головной банк финансовой группы «Лайф» — Пробизнесбанк — лишился лицензии, то остальные кредитные организации в группе испытали определенные проблемы с ликвидностью. В скором времени большинство из них были санированы (санатором ВУЗ-банка, в частности, в минувшем октябре стал УБРиР), и сейчас их финансовое состояние стабилизировалось. А вот факторинговая компания «Лайф» прекратила выплаты, подала иск о собственном банкротстве, и теперь клиенты могут получить у нее свои средства только в судебном порядке.
По мнению заместителя председателя Уральского банковского союза Евгения Болотина, в сложившейся ситуации во многом виноваты сами вкладчики.
«В договоре, который заключали клиенты, были прописаны все условия. Очевидно, что ВУЗ-банк в этой истории выступал исключительно в качестве агента. Поэтому непонятно, чего ждали люди. Возможно, они погнались за более высокими процентами. Сейчас необходимо выяснить, ознакомили ли их сотрудники банка с условиями или нет. Понятно, они говорят, что нет, но это предстоит доказать в суде», — заявил Евгений Болотин.
Подобного мнения придерживается независимый финансовый аналитик Григорий Вахитов.
«На мой взгляд, люди проявили невнимательность. Они заключили договор, не ознакомившись с его условиями. Можно ли что-то сделать в этой ситуации и как-то вернуть деньги — вопрос сложный», — считает Григорий Вахитов.
В свою очередь, ВУЗ-банк предлагает клиентам прибегнуть к процедуре, существующей по законодательству.
«Управляющие офисов находятся в контакте с клиентами, имеющими договоры процентного займа с ФК «Лайф», готовы подробно проконсультировать и помочь оформить все необходимые документы. Еще прошлой осенью нескольким десяткам клиентов удалось таким образом при помощи ВУЗ-банка истребовать свои средства у ФК «Лайф». Сейчас в ФК «Лайф» решением арбитражного суда г. Москва введена процедура наблюдения, и назначен временный управляющий. Клиентам, имеющим договоры процентного займа, необходимо включить свои требования к ФК «Лайф» в реестр требований кредиторов. Это нужно сделать до 20 сентября 2016 года, когда суд примет решение о дальнейших действиях в отношении компании. С тем, чтобы это правильно сделать, ВУЗ-банк готов содействовать», — сообщили в пресс-службе кредитного учреждения.
Региональный директор ВУЗ-банка по северному направлению Свердловской области Егор Карпанов рассказал об опыте помощи пострадавшим в одном из городов региона.
«Как только ФК «Лайф» перестала выполнять свои обязательства, мы связались с клиентами с договорами процентного займа, чтобы помочь им оперативно вернуть их средства. Это было еще в начале прошлой осени, и с того момента мы находимся в постоянном контакте с клиентами: собираем встречи, вместе оформляем документы, помогаем взаимодействовать с московскими судами. Мы стараемся дать клиентам всю возможную поддержку — и психологическую, и информационную, ведь в одиночку разобраться во всем этом может быть не очень просто, особенно в небольшом городе. Благодаря этой работе более чем 75 клиентам в нашем офисе удалось полностью вернуть свои деньги. Тем клиентам, у кого договоры с данной компанией еще действуют, мы продолжаем помогать — сейчас им важно все правильно оформить, чтобы встать в реестр кредиторов компании», — сообщил Егор Карпанов.
В сложившейся ситуации единственным способом вернуть свои деньги для пострадавших клиентов остаются судебные процедуры в отношении ФК «Лайф». Для предупреждения подобных ситуаций эксперты советуют внимательно читать любые документы, подписываемые в банках и других кредитных учреждениях. Даже если сотрудник банка что-то не договаривает, клиент обязан самостоятельно ознакомиться со всеми условиями договора.