За минувший год в Екатеринбурге были выставлены на продажу 8 заведений, работающих по франшизе сети Subway. Стоимость каждого предложения составляет от 5 до 30 млн руб. Однако шансы собственников избавиться от своих активов невелики. Во-первых, сам рынок общепита стал малопривлекательной сферой бизнеса. Во-вторых, предприниматели в настоящее время проявляют интерес к недорогим франчайзинговым пакетам стоимостью до 1 млн руб.
Волна сокращений среди предприятий общепита началась в Екатеринбурге осенью 2014 года. Закрывались как дорогие рестораны («Пижама», «Дача», Yamkee), так и точки продажи фаст-фуда. Особенно заметной оказалась активность предпринимателей, работающих по франшизе Subway. Первые объявления о продаже трех заведений в Екатеринбурге появились в первой половине 2015 года. Два из них находились в центре города, еще одно — в микрорайоне Уралмаш.
В декабре 2015 года владельцы четырех ресторанов сети объявили о продаже всего своего бизнеса. Стоимость предложения составляет 30 млн руб. В январе 2016 года от своего бизнеса решил отказаться собственник заведения в микрорайоне Ботаника. Свое дело он оценил на сумму 5 млн руб. Во всех случаях, предприниматели заявляли, что продажи не связаны с экономической ситуацией.
«Собственники освобождают активы из данного проекта по причинам, экономически не связанным с самим бизнесом», — пояснили УрБК в пресс-службе бизнес-брокера «Альтер Инвест», который занимается продажей ряда заведений.
Вместе с тем эксперты полагают, что именно негативные тенденции на рынке общепита в первую очередь повлияли на решения собственников ресторанов сети. Во-первых, из-за падения доходов населения рестораторы, независимо от статуса точки общепита, фиксируют падение числа клиентов на 30-40%. Во-вторых, злую шутку с частью кафе и ресторанов сыграло их местоположение. Большинство выставленных на продажу торговых точек Subway были обустроены в торговых центрах: ТЦ «Белка», ТЦ «Гуру», ТЦ «Успенский».
По оценке руководителя консалтинговой компании «Урал-Гермес» Александра Засухина, поток посетителей в торговых центрах с конца 2014 года сократился на 15-20%. Это сказалось и на посещаемости предприятий общепита, которые там расположены.
Ряд экспертов считает, что причиной увеличения числа предложений готового бизнеса в этой сфере стал не столько кризис, сколько непрофессионализм игроков.
«Есть категория людей, которая смотрит на общепит как на что-то легкое, и когда появляются лишние деньги — они берутся за общепит ради престижа, считая его простым занятием. Когда кризис ударил, непрофессионалы разочаровываются. По сути, сейчас идет очищение рынка от таких игроков», — отметил генеральный директор сети «Ресторан» Олег Ананьев.
Перспективы продажи предприятий, работающих по франшизе, специалисты оценивают по-разному. Так, в «Альтер Инвест» рассчитывают найти инвесторов в течение 3-12 месяцев.
«Собственники готовы рассмотреть предложение об отдельной продаже каждого ресторана. Такая «опция» не всегда доступна при покупке ресторанов, которые работают по принципу франчайзинга», — пояснил бизнес-брокер.
Однако другие эксперты ставят под сомнение привлекательность таких предложений. По словам директора Свердловского областного фонда поддержки предпринимательства Евгения Копеляна, спрос на франшизу в регионе небольшой, и сам сектор развит слабо. Об этом, в частности, свидетельствуют суммы, которые готовы вкладывать инвесторы в такую форму работы.
«Вложения на сумму свыше 1 млн руб. предприниматели оценивают как высокорисковые и неохотно на них идут», — отмечает менеджер отдела франчайзинга сети закусочных быстрого питания Nathan’s Famous в России Олеся Селюх.
Кроме того, условия работы по франшизе не всегда устраивают предпринимателей. Так, в 2014 году сразу шесть компаний в Москве пошли на конфликт с Subway Russia LLC из-за навязывания закупочных цен. В Екатеринбурге бизнесмен Сергей Богоделов отказался в прошлом году работать с сетью Carl’s Junior из-за жестких требований и открыл собственное кафе.
Привлекательность самой сферы общественного питания, в том числе сегмента фаст-фуда, заметно снизилась. Так, по данным администрации Екатеринбурга, впервые за последние годы в городе зафиксирован минимальный прирост кафе и ресторанов. К концу 2015 года в городе насчитывалось 2 189 предприятий общественного питания, что на 38 больше по сравнению с 2014 годом. Как отметила председатель комитета по товарному рынку администрации города Елена Чернышева, в предыдущие годы прирост был в 2-4 раза больше.
Сами рестораторы отмечают, что нередко владельцам удается продать не бизнес, а площади, если таковые имеются в собственности. Готовые заведения спросом практически не пользуются. Как правило, после продажи помещения сразу перепрофилируют. Судьба выставленных на продажу ресторанов сети Subway будет зависеть от терпения собственников. Ухудшение ситуации на рынке, как полагают эксперты, может и вовсе привести к тому сценарию, когда предприниматели будут готовы отдать все даром.