В Свердловской области продолжают банкротиться крупные промышленные предприятия. Некоторые из них были основаны еще в начале 18 века. В частности, Полевской машиностроительный завод (ПМЗ) является одним из старейших предприятий не только Урала, но и всей России. Сейчас в отношении завода введена процедура конкурсного производства, которая продлится до 26 марта 2016 года, поэтому в следующем году ПМЗ с высокой долей вероятности будет вынужден полностью свернуть производство.
Отметим, что свердловское предприятие (бывший собственник — предприниматель Азат Губайдуллин) специализируется на выпуске подъемно-транспортного оборудования. ПМЗ производит конвейеры, электрические тали, барабаны-железоотделители, ковшовые ленточные элеваторы, конвейерные узлы и другое оборудование. В прошлом году численность сотрудников завода составила 476 человек.
Заявление о банкротстве в Арбитражный суд Свердловской области в конце 2014 года подал сам ПМЗ. Общая задолженность предприятия сейчас превышает 139 млн руб. Из них 65 млн руб. — перед контрагентами; 35 млн руб. — перед Сбербанком; 20 млн руб. — по налогам и сборам; 9,6 млн руб. — по заработной плате.
При этом размер денежных средств на балансе предприятия составляет всего 3,7 млн руб. В этих условиях банкротство предприятия выглядело неизбежным. По данным аудиторской проверки, общая стоимость материальных и нематериальных активов ПМЗ составляет 124 млн руб. Это гораздо меньше, чем совокупный объем задолженности предприятия.
По словам экспертов, основная причина резкого ухудшения финансового состояния предприятия связана с падением числа заказов на подъемно-транспортное оборудование в России.
«Крупные инвестиционные компании из-за кризиса стали сворачивать свои инвестиционные программы. Сейчас такие предприятия не уверены, что их продукция будет продаваться. Когда у вас практически по всем позициям идет снижение объемов производства, то необходимо снижать свои капитальные вложения. Поэтому потребители сейчас закупают значительно меньше подъемно-транспортного оборудования, чем раньше. Они опасаются вкладывать деньги в покупку нового оборудования в условиях резкого ухудшения экономической ситуации», — заявил независимый финансовый аналитик Григорий Вахитов.
Подобного мнения придерживается председатель свердловского регионального отделения «СоюзМаш России» Андрей Бухмастов.
«Машиностроительные предприятия Свердловской области переживают не лучшие времена. Крупные российские предприятия столкнулись с дефицитом оборотных средств, поэтому стали урезать свои инвестиционные программы, следовательно, закупать гораздо меньше профильного оборудования. Другая трудность — низкая платежная дисциплина заказчиков. Они нередко затягивают перевод денежных средств после оговоренных сроков поставок продукции», — сообщил Андрей Бухмастов.
По оценкам аналитиков, падение числа заказов на продукцию Полевского машзавода обусловлено не только снижением платежеспособности основных клиентов, но и увеличением конкуренции на российском рынке подъемно-транспортного оборудования.
«В России конвейеры, элеваторы и запасные части к ним производят более 20 заводов. Они предлагают сопоставимый ассортимент, аналогичный набор услуг, используют похожие каналы распределения. В условиях кризиса происходит естественный отбор. На рынке остаются только самые сильные игроки, которые предлагают лучшую продукцию по соотношению «цена-качество». По всей видимости, Полевской машзавод не выдержал конкуренции и сошел с дистанции. Каких-либо глобальных последствий этот шаг не принесет. Продукция ПМЗ не была уникальной для рынка», — заявил УрБК источник, знакомый с ситуацией.
Таким образом, основной причиной банкротства Полевского машзавода стал кризис в машиностроительной отрасли. Основные заказчики подъемно-транспортного оборудования в последнее время отказались от закупок новой техники, что привело к низкой загруженности предприятия и наращиванию долговой массы. По оценкам экспертов, шансов спасти предприятие в его текущем виде практически нет. Заводу необходимо в сжатые сроки найти инвестора, который сможет погасить долги и вложиться в модернизацию техоборудования. В условиях экономической нестабильности такой сценарий кажется маловероятным.