В Арбитражный суд Свердловской области подан иск о признании банкротом ООО «Эльмаш» (Уралэлектротяжмаш). Заявителем по делу выступает московское ООО «ЛЛК-Интернешнл», сумма исковых требований пока неизвестна. По словам экспертов, тяжелое финансовое положение предприятия связано с неблагоприятной ситуацией на российском рынке энергетического машиностроения, резким снижением объемов продаж предприятия, а также отказом поставщиков от предоплаты за поставляемую продукцию.
Отметим, что УЭТМ является одним из крупнейших отечественных производителей силового электротехнического оборудования для генерирования, передачи, распределения и потребления энергии.
За последний год финансовое положение предприятия значительно ухудшилось. УЭТЗ накопил долги перед своими поставщиками. С начала прошлого года против компании было подано несколько десятков судебных исков о взыскании денежных средств. В частности, ООО «ЛЛК-Интернешнл» в сентябре 2014 года обратилось в арбитражный суд с требованием вернуть долги в размере 10,4 млн руб.
Кроме того, в мае этого года по результатам прокурорской проверки на предприятиях ООО «Эльмаш (УЭТМ)» и родственном ЗАО «Энергомаш-Уралэлектротяжмаш» была выявлена задолженность по заработной плате на общую сумму 73 млн руб.
«Долги возникли в результате тяжелого финансового положения предприятия и экономического кризиса в стране, который повлек корректировку инвестиционных программ энергокомпаний в сторону уменьшения. Кроме того, сказалось нарушение платежной дисциплины поставщиками, снижение объемов продаж продукции, переход заказчиков к постоплате приобретаемого оборудования», — заявил генеральный директор предприятия Игорь Птицын.
По словам заместителя председателя свердловского регионального отделения «СоюзМаш России» Андрея Бухмастова, сейчас практически все уральские предприятия энергетического машиностроения испытывают серьезные проблемы.
«Энергетики и электросетевые компании сворачивают свои инвестиционные программы. Соответственно, закупают значительно меньше техники. Поэтому спрос на продукцию электромашиностроительных компаний резко снизился. Еще одна причина — ослабление российской валюты. Предприятия вынуждены закупать комплектующие зарубежного производства. Кроме того, предприятиям энергетического машиностроения необходимо закупать много цветных металлов. Их стоимость в последнее время не снизилась. Здесь целая производственная цепочка, которая привела к росту себестоимости выпуска продукции», — заявил А. Бухмастов.
Эксперт заявил, что УЭТЗ не имеет серьезных проблем с износом технологического оборудования, так как крупные предприятия уже прошли стадию техперевооружения и модернизации производственных мощностей.
Однако независимый финансовый аналитик Григорий Вахитов считает, что продукция российских электромашиностроительных предприятий неконкурентоспособна по сравнению с иностранными аналогами.
«Основная проблема — дефицит рынка сбыта. При текущих банковских ставках отечественные компании просто не могут составить конкуренцию зарубежным. Поэтому наши энергетики преимущественно выбирают импортное оборудование. Во многих случаях это происходит из-за того, что иностранные банки лоббируют интересы своих компаний. Условно говоря, если энергетик берет кредит на замену энергооборудования гидроэлектростанции, ему могут дать средства под 1% годовых только при условии, что он купит зарубежную, а не отечественную технику», — заявил Григорий Вахитов.
Финансовый аналитик Григорий Руденко также заявил о серьезном кризисе на рынке энергетического машиностроения.
«Очевидно, что российские игроки постепенно утрачивают позиции на внутреннем рынке. Они сталкиваются с сильными зарубежными компаниями, которые имеют куда больше финансовых ресурсов для развития. По отдельным видам энергетического оборудования наблюдается серьезное отставание. Кроме того, местные игроки имеют слабые позиции в части предоставления готовых комплексных решений. Поэтому кризисное положение этих предприятий становится очевидным», — заявил Григорий Руденко.
Следовательно, инициирование процедуры банкротства УЭТЗ в первую очередь обусловлено негативными тенденциями на рынке энергетического машиностроения. С одной стороны, из-за валютных колебаний у предприятия выросла себестоимость производства. С другой, заказчики из-за кризиса стали реже покупать машиностроительное оборудование, а также делать выбор в пользу западных аналогов.