ВЦИОМ: наиболее ощутимым для россиян является рост коммунальных платежей
УрБК, Москва, 08.10.2015. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил данные опроса о том, как россияне оценивают рост цен на различные категории товаров и услуг.
Наиболее ощутимым сегодня является рост коммунальных платежей. Так, среди граждан, совершающих покупки и оплачивающих квитанции, увеличение суммы оплаты за «коммуналку» в последние месяцы заметили 82% (почти каждый второй — 47% — отмечает значительный рост) — индекс роста цен по данной категории услуг составляет 64 п. (выше, чем в январе текущего года — 58 п. и сентябре 2014 года — 56 п.).
Из продуктов в первую очередь говорят о росте ценников на мясо (79%). Около трех четвертей респондентов, занимающихся ведением хозяйства, наблюдают подорожание сахара — 73% (в том числе 40% считают, что цены «значительно выросли») и молочных продуктов 72% (о значительном росте сказали 30%) — показатели восприятия инфляции по данным товарам — 56 п. и 50 п. соответственно.
Большинство опрошенных, совершающих покупки, также сообщают, что повысились ценники на крупы и макароны (64%) — индекс 44 п. (в сентябре данный вариант ответа не предлагался), хлебобулочные изделия (65%) — индекс 43 п. (в сентябре 2014 года — 38 п.), овощи и фрукты (65%) — индекс 43 п. (в сентябре 2014 года — 45 п.). Не дешевеет и бензин — соответствующий индекс роста цен, согласно последним данным, составил 53 п.: более двух третей опрошенных (67%) отмечают повышение платы за топливо. Менее всего, по словам респондентов, инфляции подвержены «проездные» — индекс роста цен на проезд в общественном транспорте — 28 п.: подорожание билетов в последние месяцы заметил 41%.
«Несмотря на замедление темпов роста цен, товары и продукты продолжают дорожать. Более заметен рост цен в столице, но и уровень жизни здесь выше. Более важно, что рост цен замечают в первую очередь малообеспеченные группы населения — те, кто уже не может переходить на более дешевые продукты питания и товары. Для них заметны даже небольшие, на первый взгляд, изменения — просто потому, что на счету каждый рубль. Проблема в том, что это очень широкий слой россиян — треть опрошенных, кому хватает денег только на еду и кто с трудом сводит концы с концами», — отметила руководитель исследовательских проектов Управления социально-политических исследований ВЦИОМ, Юлия Баскакова, комментируя результаты исследования.