Финансовое состояние крупнейшего дорожного предприятия Урала — ОАО «Свердловскавтодор» — продолжает ухудшаться. В арбитражных судах различных регионов РФ на рассмотрении находятся десятки исков от контрагентов государственного предприятия, и их количество продолжает расти: суды регистрируют новые претензии почти каждый день. Тем временем Росимущество безуспешно пытается избавиться от проблемного актива, выставив его акции на торги. Однако, как считают наблюдатели, их продажа возможна только при максимальном снижении цены.
Только в первой половине сентября суды зарегистрировали 13 исков к предприятию на сумму порядка 8 млн рублей. В августе количество зарегистрированных претензий превысило 30 штук. За это же время несколько требований от коммерческих организаций были удовлетворены.
В частности, ООО «АПЕКС» обратилось в арбитражный суд с иском к о взыскании неустойки в размере 1,3 млн руб. Требования были удовлетворены частично в размере 808 тыс. руб.
ООО «Меганефть» по решению суда должно получить от ОАО «Свердловскавтодор» 4,7 млн руб. за работы по установке барьерного ограждения автомобильной дороги — шоссе имени Тюнина от моста через реку Исток до мемориального комплекса на Увале.
Также госкомпания должна выплатить по решению арбитража в пользу ООО «Научно-производственное объединение «ЛЕГИОН» долг в размере 1,9 млн руб. за поставку товара.
Ранее пермская компания «Точинвест Урал» подала иск о банкротстве «Свердловскавтодора» за долг в 5,4 млн руб. Однако арбитражный суд Свердловской области отказал ей в удовлетворении требований.
Между тем, согласно бухгалтерской отчетности, в 2014 году рентабельность «Свердловскавтодора» существенно снизилась: выручка предприятия сократилась с 3,223 млрд руб. в 2013 году до 2,269 млрд руб., чистый убыток вырос с 76,47 млн руб. до 246,8 млн руб. соответственно.
Ситуация осложняется тем, что в сентябре 2014 года УФАС России по Свердловской области оштрафовало ОАО «Свердловскавтодор» на 48 млн руб. за корпоративный сговор с ЗАО «Аэродромдорстрой» при проведении торгов на реконструкцию участков автомобильной дороги 1Р 351 Екатеринбург — Тюмень с начальной стоимостью 1,7 млрд руб.
Это не единичные претензии к работе компании. В конце 2014 года, когда на Среднем Урале из-за снегопадов начались перебои с движением транспорта по Серовскому тракту, региональные власти напрямую обвиняли руководство ОАО «Свердловскавтодор» в том, что оно банально не справляется со своими обязанностями по содержанию дорог.
Тем не менее компания остается одной из крупнейших подрядных организаций региона с портфелем заказов только на 2015 год на сумму более 1 млрд руб. Правда, как утверждают эксперты, большая часть его уходит субподрядным организациям. То есть «Свердловскавтодор» является, по сути, посредником. Таким образом получается, что за счет государственных контрактов поддерживалось заведомо убыточное предприятие только по той причине, что его акции полностью принадлежат государству.
Формально организация функционирует и сейчас. В ней даже произошла смена руководства — пост генерального директора вместо Дмитрия Рыбина занял Павел Дьяконов. Однако перестановка в рядах топ-менеджмента пока не сказалась положительно на состоянии государственного предприятия, о чем свидетельствует большое количество исков от контрагентов, в том числе и от подрядных организаций.
Желание Росимущества избавиться от проблемного актива вполне понятно, учитывая, что кроме дальнейшего увеличения убытков от «Свердловскавтодора» ждать чего-то в ближайшем будущем не приходится. Другой вопрос, что с таким количеством долгов и за ту цену, которая заложена в стоимость акций предприятия на торгах, продать его очень сложно.
С момента первого объявления о выставлении 100% акций предприятия на торги прошло уже пять месяцев. Изначально ценные бумаги ОАО «Свердловскавтодор» (2 млн 921 тыс. 097 штук) оценивались в 2 млрд 450 млн руб., однако торги не состоялись из-за отсутствия заявок. Таким образом, к повторному аукциону акции подешевели до 1 млрд 050 млн руб.
Наблюдатели считают, что покупка ценных бумаг может состояться только тогда, когда цена будет максимально снижена и дело дойдет до публичного предложения. Тем не менее, это произойдет не раньше зимы, в которую предприятие войдет в достаточно плачевном состоянии. И вопрос, каким образом в Свердловской области в этот период будут содержаться дороги, остается открытым.