Продолжающийся уже больше года экономический кризис не только создает предпринимателям сложности в ведении бизнеса, но и дает возможности пересмотреть свои взгляды на жизнь и свое положение в обществе. В такой ситуации кто-то принимает решение посвятить больше времени спорту, кто-то занимается духовным или интеллектуальным саморазвитием, а многие задумываются о возможностях работы с имиджем и собственным символическим капиталом. Кризис и застой в экономике все чаще используются состоявшимися предпринимателями для конвертации накопленного ранее финансового состояния в культурные, социально значимые формы, позволяющие изменить позиционирование в обществе себя и своих близких.
В качестве одного из самых простых и в то же время эффективных способов резко повысить свой символический капитал за счет его культурной составляющей эксперты называют открытие собственного выставочного пространства. Сегодня это не просто возможно, но и относительно дешево и просто при самых минимальных инвестициях.
Благодаря кризису начало карьеры требует относительно минимальных вложений. Стоимость аренды коммерческой недвижимости неизменно падает в течение всего последнего года. Даже в центре Екатеринбурга легко найти простаивающие помещения любого размера. Если же у вас в собственности уже есть пустующие площади, то превратить их в галерею — прекрасная альтернатива простою.
При этом эксперты арт-рынка говорят о том, что идеальным форматом для начала работы станет галерея, специализирующаяся на современном искусстве, в частности — на фотографии. Причин для этого несколько. Во-первых, фотографии можно оценить, определить их эстетическую ценность. При этом, в отличие от картин, зачастую стоящих целые состояния, отечественная современная фотография относительно недорога, и при минимальных инвестициях и грамотной работе с экспертами можно быстро сформировать прекрасную экспозицию, ценность которой со временем будет увеличиваться.
Кроме того, сегодня на Урале и в целом в России работают самобытные фотографы, многие из которых создают работы мирового уровня, в то в время как в живописи или скульптуре придется ориентироваться на работы прошлого.
Также необходимо отметить, что сегодня в Екатеринбурге постоянных профессиональных фотогалерей практически нет, а это значит, что в этой сфере почти отсутствует конкуренция. Первопроходец автоматически может стать во главе этого культурного движения, а значит — получить максимум с потенциального рынка. Весь вопрос заключается в партнерской работе с экспертами и кураторами, имеющими необходимый опыт и багаж наработанных связей.
Как отмечают эксперты, дивиденды от вложений будут в первую очередь носить вид символического капитала. Он выражается в создании максимально широкого круга общения, формировании многих и полезных связей, в том числе в среде деятелей искусства, менеджеров в сфере культуры, меценатов, ценителей прекрасного, среди которых встречаются не только представители культурного бомонда, но и политической и экономической элиты.
Особенно важно, что такой символический капитал является интернациональным. Не секрет, что в последние годы отношение к россиянам в западных странах претерпевает неприятные для наших сограждан изменения. В первую очередь это касается пристального и не всегда доброжелательного внимания государственных органов. Все чаще приходится слышать, что российские чиновники в странах Европы воспринимаются как коррупционеры, предприниматели — как нечестные партнеры. К сожалению, отношение это достаточно регулярно проявляется во множестве мелочей, усложняющих жизнь россиянам в самых разных сферах: от получения виз до приобретения недвижимости. Кроме этого, важен и сам социальный статус.
Роль деятеля культуры, культуртрегера, галериста, человека из сферы искусства создает для россиянина привилегированный статус как в глазах зарубежной административной системы, так и для обычных обывателей, что переводит социальные контакты с ними на принципиально иной уровень доверия. Это делает человека прозрачным и понятным для взгляда представителя западной культуры. Сопоставимый статус имеют разве что отечественные деятели науки, также высоко ценимые за рубежом.
Такая социальная роль сразу же снимает многие неприятные вопросы, а вместе с ними — и многие бытовые проблемы. Те же визовые вопросы решаются не в пример быстрее, кроме того, существует возможность получения прерогатив.
Более того, появляется возможность начать культурную работу за рубежом, которая может включать в себя как обмен экспозициями с галереями во всех уголках мира, так и проведение выставок работ отечественных деятелей искусства за рубежом. В последние годы интерес к российским фотографам во всем мире растет, что дает возможность каждому галеристу открыть для Запада новые отечественные таланты, и, возможно, отыскать и презентовать звезду мирового уровня.
Все это позволяет в перспективе не только завязать новые зарубежные знакомства и связи, но и выйти на совершенно другой уровень развития личного символического капитала, а при некоторой доле удачи — и превратить изначально инвестиционный проект в бизнес, если не прибыльный, то близкий к самоокупаемости.
Подводя итог, можно отметить, что сложившаяся непростая ситуация в экономике открывает новые возможности для людей, готовых вложить определенные средства в изменение своего социального статуса. Создание художественной или фотографической галереи сегодня требует минимальных затрат, по сравнению с другими отраслями, но при этом обещает максимально быструю и полную отдачу.
Евгений Потапов