За последние полгода качественный шоколад для массового потребителя фактически стал деликатесом. Из-за девальвации рубля стоимость сладкого продукта выросла в 1,5-2 раза. В сегменте эконом-класса подорожание оказалось не столь существенным — в районе 30%. При этом, как считают специалисты, чтобы совсем не отпугнуть покупателей, некоторые производители начали искать дешевую замену какао-бобам. В результате доля фальсифицированного продукта на рынке возрастает. Чувствуя потерю покупателей, представители кондитерской отрасли решаются на самые отчаянные шаги, вплоть до изгнания с рынка европейских производителей.
В целом для массового потребителя стоимость шоколада за последний год, по данным Центра исследований кондитерского рынка (ЦИКР), выросла на 32,1%. Причины очевидны — производство шоколада более чем на 50% зависит от импортных ингредиентов, ключевым из которых являются какао-бобы, которые закупаются за рубежом. После девальвации рубля сырье для производителей подорожало в два раза. Кроме того, какао-бобы в текущем году выросли в цене на мировых рынках — на 5-9%.
«Дополнительную нагрузку на себестоимость и ценообразование шоколада и шоколадных изделий оказывают высокие ввозные пошлины на какао-сырье. При этом ограниченное потребление и снизившаяся покупательная способность населения не дают производителям компенсировать рост издержек в полной мере», — поясняет исполнительный директор ЦИКР Елизавета Никитина.
Однако, если посмотреть сегмент в разрезе, то некоторые категории шоколада выходят далеко за указанные 32,1%. К таковым можно отнести горький шоколад. Две трети этого продукта состоят из какао-бобов. Самым ощутимым для потребителей оказалось подорожание импортного готового шоколада. Еще с 1 декабря 2014 года, по данным мастерской шоколада D.Mateychik, цена бельгийского продукта возросла на 20%. К настоящему времени стоимость выросла в 2 раза по сравнению с прошлым годом.
Логично, что вслед за резким подорожанием сладкого продукта снизился объем потребления. Так, по итогам 2014 года, по данным ЦИКР, россияне снизили в своем рационе долю шоколада почти на 5%. В этом году, только за первые полгода, объем потребления, как прогнозируют специалисты, может снизиться на 4% — до 4 кг в год на одного человека. Для сравнения — один европеец ежегодно съедает от 10 и более килограмм кондитерской продукции.
На этом фоне в Ассоциации предприятий кондитерской промышленности (АСКОНД) по итогам текущего года ожидают падения продаж на 15%.
«Потребители в настоящее время отказываются от такого шоколада в пользу продуктов первой необходимости: картофель, яйца, курица и так далее. Естественно, наблюдается переориентирование покупателей в пользу шоколада эконом-класса», — сказал УрБК председатель уральского закупочного объединения «Союз Ритейл», владелец торговой сети «Елисей» Александр Оглоблин.
В условиях резко подорожавшего сырья и падения спроса, как считают специалисты, ряд производителей вынужден увеличивать долю фальсификата, чтобы окончательно не потерять покупателей. Впрочем, снижение цены за счет качества далеко не для всех делает ее привлекательной.
«В попытке сохранить рентабельность небольшие производители могут начать использовать более дешевое и менее качественное сырье. Остальные небольшие региональные предприятия могут оказаться на грани банкротства», — отмечают в ЦИКР.
Со стороны кондитерской отрасли предпринимаются попытки изменить ситуацию в свою пользу через государство. Например, на днях АСКОНД обратилась в правительство России с просьбой обнулить пошлины на импорт какао-продуктов: какао-порошка, какао-пасты и какао-масел. В настоящее время налоговая ставка с ввоза этих продуктов в страну составляет от 3 до 5%.
Некоторые производители кондитерской продукции решили пойти еще дальше и выкинуть с рынка шоколад из Европы. Представители кондитерской отрасли предложили Россельхознадзору распространить продовольственное эмбарго на эту категорию товаров.
Вместе с тем ряд экспертов считает, что такая инициатива навряд ли поможет российским производителям увеличить свою конкурентоспособность. Как отмечает Александр Оглоблин, европейский шоколад, который относится к категории премиального, имеет небольшую долю. Его исчезновение, полагает владелец «Елисея», навряд ли изменит общую картину. Ведь основную выручку кондитерам делает массовый потребитель.
«Любое ограничение конкуренции в долгосрочной перспективе ведет к сохранению текущих показателей эффективности производства. Через год-два, когда запрет будет снят, отечественные производители снова столкнутся с европейским шоколадом, традиционно любимым россиянами, по которому к тому же потребитель будет долго скучать», — считает, в свою очередь, Елизавета Никитина.
Единственные, кто всерьез пострадают от этой инициативы — представители малого и среднего бизнеса, работающие с готовым импортным шоколадом. В основном это коснется екатеринбургских мини-кондитерских. Например, мастерская шоколада D.Mateychik и компания ChocolaVie в одинаковых пропорциях используют как бельгийский, так и колумбийский продукт. В целом объем импорта готового шоколада в Россию составляет 20% (110 тыс. т).
Специалисты, в свою очередь, советуют представителям отечественной кондитерской отрасли заниматься не запретами, а улучшением качества и привлекательности своей продукции. Навряд ли ценители качественного шоколада будут готовы пересиливать себя, чтобы перейти к отечественному продукту.
Сергей Беляев