В Екатеринбурге вновь наблюдается всплеск числа компаний, сотрудники которых раз за разом атакуют квартиры жителей города с предложением купить товары сомнительного качества «по акции», с «грандиозной скидкой», но за существенную сумму в несколько тысяч рублей. Примером могут служить коммивояжеры компании «Стимул», предлагающие мелкую бытовую технику и посуду, а также собирающие деньги за проведение «презентации» своих товаров.
«К нам в квартиру позвонили двое. Мужчина рассказал, что в Екатеринбурге скоро состоится ярмарка, где будет представлена продукция их фирмы, но только сегодня и только сейчас они предлагают мне купить ее в три раза дешевле. Далее его спутница начала «презентацию». В частности, она предложила бритву с насадками и сковороду по 5 или 7 тыс. руб., но мы каким-то чудом «сторговались» за 2 тыс., а также набор столовых предметов. Она сказала, что этот весь набор из 9 предметов, включая бритву с насадками и сковородку, на ярмарке будет стоить 22 тыс. руб., а мне можно купить его всего за 9 прямо сейчас», — рассказала УрБК читательница.
По ее словам, на вопросы о производителе товаров продавец отвечала уклончиво. Однако адрес фирмы указала: 8 Марта 12, офис 1015.
«Когда я сказала, что ничего не куплю, женщина спросила, стоила ли ее презентация 100 рублей, очевидно, рассчитывая на то, что отказать ей будет неудобно: презентация заняла около 20 минут. Так они и зарабатывают: даже если ничего не продадут, все равно останутся в плюсе», — пояснила читательница.
Также не состоявшейся клиентке «Стимула» показалось странным, что представители фирмы предлагали свою продукцию в пакетах с символикой строительного супермаркета «Леруа Мерлен», ссылаясь на то, что они «очень удобные». Впоследствии оказалось, что предложенная продукция к «Леруа Мерлен» никакого отношения не имеет, но продается в интернет-магазинах города минимум в 2-3 раза дешевле.
По мнению маркетологов, такой ход используется для повышения доверия к своей продукции, которая зачастую низкого качества: покупатели принимают ее за товар от известной компании.
«Подобные фирмы очень изобретательны: в своем стремлении обойти закон с наименьшими потерями они придумывают все новые и новые ходы. При этом пользуются доверчивостью людей, особенно пожилых, и заставляют их отдать последние деньги за некачественный или ненужный им товар или даже взять кредит на крупную сумму», — пояснила председатель Екатеринбургского общества защиты прав потребителей Галина Быкова.
Следует отметить, что всплески активности подобных компаний наблюдались уже не раз. Так, притчей во языцех в 2000-е годы стали продавцы пылесосов «Кирби» и косметики «Дешели». Но если продавцы сверхдорогих пылесосов были приметой благополучных для экономики дел, то нынешние разносчики дешевых бритв и сковородок — скорее символом экономического кризиса.
При этом эксперты отмечают, что деятельность коммивояжеров формально не противоречит закону, однако, по мнению экспертов, является «скрытым мошенничеством», основанным на психологическом давлении.
«Такая форма разносной торговли и оказания услуг на дому не запрещена законодательно. Но, как правило, представители коммивояжерских фирм прекрасно знают законы и выбирают ту продукцию, которую, по правилам торговли, практически невозможно вернуть, если покупатель добровольно подписал договор, — электроприборы, посуду и так далее. При этом товары достаточно дорогие, но тут действует психологический фактор: даже если у человека нет денег, но он видит товар, держит его в руках, ему хочется купить. Это скрытая форма мошенничества, но защитить потребителя от нее очень сложно», — рассказала Галина Быкова.
По мнению экспертов, подобные организации сегодня «растут как грибы», пользуясь напряженной ситуацией на рынке труда Екатеринбурга и готовностью граждан браться за любую работу.
«Компания размещает объявления о поиске сотрудников по разным профессиям — экспедитор, продавец и так далее. При этом названия организации работодателя указываются тоже разные. Нам они представились как компания «Стимул». Предложили работу грузчика-экспедитора по Екатеринбургу и пригородным территориям. Но в действительности нужно было продавать их продукцию людям с доставкой на дом. Как я понял, сотрудники в организации не задерживаются: поработают несколько дней и уходят, у них постоянная «текучка» кадров. Поэтому я от работы отказался, однако многие соглашаются: в офисе всегда очередь», — рассказал один из соискателей.
Другие продавцы, проработавшие в подобных компаниях несколько дольше, рассказывают, что такие структуры работают по принципу сетевого маркетинга. Часто коммивояжеру предлагают стать «партнером». Для этого нужно приобрести несколько партий товара «с огромной скидкой» и потом реализовывать их самостоятельно, забирая себе всю прибыль от сделки. В этом случае компания полностью перекладывает с себя все риски за распространение продукции. Продавцы же, после нескольких тренингов уверенные в собственной способности легко продать что угодно, часто остаются с непроданным товаром, полученным по ценам значительно выше, чем в официальных магазинах.
Юристы и маркетологи сходятся во мнении, что число подобных недобросовестных компаний вряд ли уменьшится в ближайшей перспективе: это произойдет только в случае стабилизации экономической обстановки, когда предприятия Екатеринбурга перестанут сокращать сотрудников и размер зарплат. Пока ситуация не изменится, всевозможные аферисты будут продолжать ловить граждан на перспективу «волшебного заработка» и «грандиозных скидок».