НАФИ: более половины российских компаний отмечают ухудшение отношений с зарубежными партнерами
УрБК, Москва, 10.04.2015. Большинство компаний, работающих с зарубежными партнерами, отмечают, что после введения антироссийских санкций сотрудничать с ними стало сложнее. Такие результаты исследования приводит Национальное агентство финансовых исследований.
Более половины (53%) представителей организаций, деятельность которых связана с импортом или экспортом, указывают на ухудшение отношений с деловыми партнерами. Примерно такая же доля (47%) предпринимателей не заметила каких-либо перемен. Небольшие улучшения отмечают чуть более одного процента участников исследования. В свою очередь, значительных положительных изменений не почувствовал никто.
Среди малого и среднего бизнеса сильное негативное влияние антироссийских санкций на взаимоотношения с иностранными партнерами ощущают примерно 17% и 10% компаний соответственно. При этом небольшие ухудшения переживают примерно 9% малых компаний и каждый второй представитель сегмента среднего бизнеса.
Меньше всего организаций, испытывающих сегодня трудности в работе с зарубежными партнерами, оказалось среди тех, кто начал свою деятельность до 1991 года — 28%. В то время как среди более молодых компаний таких оказалось около 64-67%.
Наиболее активно коммерческие отношения с иностранными партнерами выстраивает средний бизнес — 27%, а также компании, основанные после 1991 года. Среди малых предприятий и начавших работу до 1991 года связи с заграничными рынками имеют только 8% организаций.
В топе стран, с которыми сотрудничают организации, первое место занимает Китай, не выдвинувший против России никаких санкций, второе — Германия. За ней идет Турция, которая, не являясь членом Евросоюза, также не стала применять каких-либо мер воздействия на РФ. Замыкают топ пять Беларусь и США.
«Ухудшение взаимоотношений вследствие санкций носит двусторонний характер: с одной стороны, зарубежные контрагенты испытывают опасения относительно финансовой стабильности российских партнеров и исполнения ими договорных обязательств, что приводит либо к сокращению контрактных отношений, либо к изменениям в условиях поставок — например, введение 100% предоплаты. С другой стороны, изменений формата отношений вынуждает российскую сторону уменьшать объемы импорта и его регулярность, особенно в условиях неопределенности внутренней экономической ситуации, снижения доступности финансовых инструментов», — отметила руководитель направления корпоративных исследований НАФИ Ольга Стасевич.