Магазины бытовой техники и электроники после предновогоднего ажиотажа столкнулись с резким сокращением спроса на свою продукцию, что вынудило их сократить модельный ряд. По словам экспертов, с ноября прошлого года ассортимент магазинов в среднем сжался на 15%. В первую очередь уменьшился выбор телевизоров, электронных книг, GPS-навигаторов, планшетов и мобильных телефонов. В условиях падения покупательной способности населения ритейлеры делают ставку на самые ходовые модели товаров.
«После предновогоднего всплеска спроса полки во многих магазинах опустели. К концу января они должны были снова заполниться, однако этого не произошло. Реализаторы стали более осторожно подходить к закупкам, заказывая у производителей только самые популярные модели. В среднем ассортимент сжался на 10-15%», — сообщил УрБК представитель интернет-магазина по продаже бытовой техники в Екатеринбурге.
По его словам, ритейлеры стали оптимизировать свои расходы, опасаясь больших финансовых убытков.
«В меньшей степени эта тенденция коснулась ноутбуков: их выбор практически не сократился. В то время как ассортимент телевизоров и электронных книг существенно упал», — добавил эксперт.
Представители ритейлеров заявили УрБК, что они не проводили преднамеренного сокращения своих товарных позиций. В частности, менеджер по связям с общественностью «М.Видео» Юлия Зотова заявила, что уменьшение ассортимента связано с резким ростом курса доллара США в декабре.
«Снижение товарных позиций в магазинах могло быть зафиксировано из-за того, что во время предновогоднего ажиотажного спроса во многих магазинах был практически распродан весь сток, и полноценное его пополнение произошло ближе к концу января, после того, как окончательно были определены условия по новым контрактам с поставщиками», — заявила менеджер по связям с общественностью «М.Видео».
Представитель «Связного» Мария Заикина также связывает сокращение ассортимента с последствиями предновогоднего ажиотажа.
«В конце прошлого года рост продаж по ряду категорий достигал 120%. В результате в январе ритейлеры имели низкий уровень достаточности товара. Только в середине месяца розничные сети стали получать новые крупные партии продукции, — сообщила Мария Заикина.
Вице-президент компании «Евросеть» Виктор Луканин связал дефицит товаров в магазинах с изменением предпочтений покупателей.
«Изменение ассортимента происходит вне зависимости от каких-либо кризисных явлений или экономических причин. Оно следует за тенденциями рынка, за спросом и за изменением в модельном ряде вендеров. Сокращения в модельном ряде фотоаппаратов, MPS-плееров и ноутбуков произошло еще в прошлом году, оставаясь без изменений в декабре и январе. При этом в смартфонах мы предполагаем увеличение модельного ряда, особенно в среднем и нижнем ценовом сегменте, так как спрос на этот сегмент растет», — заявил вице-президент компании «Евросеть».
При этом эксперты отмечают, что сокращение количества позиций в определённых категориях можно объяснить перераспределением в пользу других направлений.
«Например, уменьшение ассортимента в цифровых «мыльницах» перераспределилось в пользу смартфонов, которые, по сути, заняли эту нишу. А электронные книги с TFT-дисплеями заменили планшеты», — уверена Мария Заикина.
Однако, по мнению экспертов, представители крупных сетей лукавят, когда говорят о том, что текущий дефицит обусловлен исключительно изменением предпочтений граждан и последствиями предновогоднего ажиотажа.
«Им не выгодно признаваться, что они это делают намеренно: не хотят напугать клиентов. В первую очередь сокращение ассортимента обусловлено именно экономическими причинами. То есть компании закупают лишь те товарные единицы, которые пользуются наибольшим спросом у населения, и отказываются от наименее популярных. Они опасаются в текущих условиях понести большие финансовые убытки», — сообщил УрБК участник рынка, пожелавший остаться анонимным.
По его мнению, после предновогоднего ажиотажа полки магазинов должны были давно заполниться.
«Поэтому этот аргумент неприменим для анализа текущей ситуации. Кроме того, предпочтения покупателей не могли поменяться всего за 2-3 месяца. Таким образом, крупные ритейлеры лукавят, называя эти причины возникновения частичного дефицита», — пояснил эксперт.
Можно констатировать, что ограниченный выбор товаров цифровой техники действительно наблюдается во многих торговых точках города. В частности, в магазинах «М.Видео» и «DNS» в центре Екатеринбурга бросается в глаза небольшой выбор телевизоров, электронных книг и GPS-навигаторов.
«После новогодних праздников мы не смогли полностью заполнить все витрины. Ассортимент сейчас значительно меньше, чем был в конце прошлого года», — пояснил сотрудник одного из магазинов «М.Видео».
По словам экспертов, сужение ассортимента в первую очередь ударило по рядовым покупателям. Они лишились возможности большого выбора и сейчас вынуждены покупать только те виды товаров, которые есть в наличии или же заказывать необходимые товары из Москвы или из-за рубежа.
Евгений Чечкин