Статьи
04.02.2015

«Патру» погубит «пластик»?

«Патру» погубит «пластик»?Объемы производства пива в российских регионах падают шестой год подряд. Один за другим закрываются крупные пивзаводы, принадлежащие федеральным и мировым брендам. Пивоваренная отрасль уже потеряла 30% рынка и 10 предприятий. Еще два закроются в этом году. Екатеринбургская «Патра», принадлежащая корпорации Heineken, может оказаться в числе предприятий, которые пострадают из-за кризиса и очередного ужесточения антиалкогольного законодательства.

Проблемы у пивоваров в России начались с 2008 года. За последние 6 лет под эгидой борьбы за здоровье населения была запрещена реклама пива, что сделало невозможным «раскрутку» новых брендов. Ограничено распространение путем введения запрета на торговлю пенным напитком в киосках и ларьках. Кроме того, значительно увеличились акцизные сборы. По оценке Союза российских пивоваров, стоимость пива за последние годы возросла в 1,5 раза по отношению к крепким спиртным напиткам. Результатом этих мер стало сокращение потребления, чего и добивался законодатель.

«Объем продаж пива из года в год сокращается. Я не скажу, что люди стали больше пить водки. Раньше перед человеком маячило пиво, сейчас соблазна нет. Я думаю, что в дальнейшем потребление еще больше уменьшится», — отмечает депутат Законодательного собрания Свердловской области, вице-президент ЗАО «Супермаркет «Кировский» Лев Ковпак.

Вследствие падения спроса начало сокращаться и производство. В частности, только за прошедший 2014 год, по данным Росстата, пивовары выпустили на 8,6% меньше продукции, по сравнению с 2013 годом. Всего с 2008 года рынок сократился на 30%. На фоне падения потребления пива крупным компаниям во избежание убытков пришлось закрывать производственные площадки. В общей сложности с 2008 по 2014 годы в России были закрыты 10 заводов. Половина из них приходится на корпорацию Anheuser-Busch InBev. Два своих предприятия закрыла компания Efes — в Москве и Ростове-на-Дону. Последнее было ликвидировано в первом квартале 2014 года. Еще два из десяти заводов (в Новотроицке и Санкт-Петербурге) закрыла компания Heineken, которой с 2005 года принадлежит екатеринбургский пивзавод «Патра».

«Текущее регулирование и акцизная политика в отношении пива уже привели к потерям в экономике, эквивалентным сокращению 61 тыс. рабочих мест и снижению ВВП на 59 млрд руб.», — констатируют в Союзе российских пивоваров.

Текущий год для отрасли также не обойдется без потерь. В январе 2015 года компания «Балтика» (принадлежит Carlsberg Group) объявила о прекращении деятельности двух из 10 своих заводов в Челябинске и Красноярске, что составляет 15% от общего объема мощностей.

Как считают в Союзе российских пивоваров, череда закрытий крупных пивоваренных заводов продолжится и в последующие годы. В первую очередь этому будет способствовать закон, запрещающий продажу пива в ПЭТ-упаковке, который был одобрен Госдумой в первом чтении в ноябре прошлого года. Согласно документу, через 2,5 года в розничной продаже останется пиво только в стеклянной таре и алюминиевых банках. Таким образом, пивоваренным компаниям придется переоснащать все свои заводы.

В настоящее время для этого не самые подходящие условия. Часть оборудования предприятиям придется покупать за валюту, которая за последние месяцы подорожала в 2 раза по отношению к рублю. Дополнительных доходов в отрасли не предвидится.

Еще одним ударом станет внедрение единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС) учета производства и алкогольной продукции. Законопроект о ЕГАИС Госдума планирует рассмотреть в марте 2015 года. В отрасли к этому механизму относятся отрицательно, считая его очередным проявлением бюрократии, мешающей предпринимательской деятельности.

«ЕГАИС станет очередным механизмом, препятствующим деятельности пивобезалкогольной отрасли в России, ухудшающим инвестиционный климат и деловую активность в отечественном пивоварении», — отмечают в Союзе российских пивоваров.

Как считают в организации, вступление в силу законов о запрете на использование ПЭТ-упаковки и ЕГАИС может повлечь за собой массовую остановку пивоварения в России. Кто станет следующей жертвой дальнейшего ужесточения законодательства, эксперты судить не берутся. Все участники рынка поставлены в равные условия выживания и несут потери. На этом фоне любое предприятие может оказаться под угрозой закрытия.

Из-за отказа от пластиковой тары в первую очередь может пострадать екатеринбургский пивзавод «Патра», для которого производство именно этого вида продукции является профилирующим. Heineken относительно недавно (в 2011 году) завершил модернизацию предприятия, и заниматься сменой оборудования повторно компании вряд ли будет выгодно на фоне падения потребления пива. Только в первом квартале 2014 года продажи компании в целом по России упали на 15%. Вполне возможно, что столкнувшись с запретом на «пластик», Heineken закроет именно «Патру».

Отметим, что на Среднем Урале, по словам Льва Ковпака, компании удается держать первое место за счет старых брендов, которые выпускает «Патра». Но географическое положение предприятия в данном случае не является существенным козырем: все уральские бренды принадлежат Heineken, а потому выпускать пиво под этими торговыми марками на других заводах для компании не представляет проблем.

Однако с учетом сокращения рынка, на «Патре» могут просто оставить розлив напитков в стеклотару в уже существующих объемах. Такой вариант не потребует дополнительного оборудования, но производственные мощности предприятия значительно снизятся, а часть сотрудников придется сократить.

В самой Heineken воздерживаются давать комментарии относительно будущего своих восьми оставшихся предприятий. Но, по мнению экспертов, нельзя исключать значительных сокращений производства или остановки производственных линий на «Патре» уже в этом году.
Вернуться в раздел » Статьи
Материалы по теме
07.05.2014 В первом квартале российский рынок пива сократился на 5%

УрБК, Москва, 07.05.2014. Российский рынок пива в первом квартале 2014 года сократился примерно на 5% по сравнению с ...

03.10.2013 В 2013 году производство пива в России снизилось на 10%

УрБК, Москва, 03.10.2013. За последние 10 месяцев производство пива в России снизилось на 10% по отношению к ...

07.06.2013 В России существует угроза остановки производства пива

УрБК, Москва, 07.06.2013. Производство пива в России находится под угрозой из-за счетчиков учета готовой продукции, ...

19.05.2010 Союз российских пивоваров предлагает запретить продажу пива с 23.00 до 9.00

УрБК, Москва, 19.05.2010. Государственная Дума РФ рассмотрит предложение о запрете продажи пива с 23.00 до 9.00, ...

23.09.2009 Президент группы компаний Heineken в России Димитар Алексиев: Антиалкогольная политика правительства России, ограничения рекламы и увеличение ставок акцизов на пиво — неблагоприятные признаки на рынке

УрБК, Екатеринбург, 23.09.2009. «Наша компания является одним из лидеров на российском рынке пива и несмотря на ...