В канун Нового года рынок рекламно-сувенирной продукции переживает традиционный всплеск продаж. По разным оценкам, объем заказов на «сувенирку» в это время возрастает приблизительно в два раза. Однако в этом году заказчики стали экономить на закупках этой продукции. Они стали реже заказывать как обычные, так и VIР-сувениры. Это обусловлено тем, что многие предприятия на фоне кризиса стали оптимизировать свои рекламные расходы.
Весь спектр сувенирной продукции можно разделить на три основных категории: промо-продукция (самая дешевая), деловые подарки (средний ценовой сегмент) и VIP-подарки (самые дорогие сувениры).
Традиционно в Екатеринбурге самый большой в процентном отношении объем продаж приходится на промо-сувениры — около 80%. Доля эксклюзивных сувениров — около 20%. Однако специалисты отмечают, что в 2014 доля дорогих подарков снизилась из-за падения рекламных расходов компаний. Сейчас она составляет всего 10-15%.
«В этом году компании хотят приобрести продукцию как можно дешевле. По сравнению с декабрем прошлого года, объем заказов значительно снизился. Большим спросом традиционно пользуется полиграфическая продукция и воздушные шары с логотипом компании», — сообщила менеджер компании АлексГраф Екатерина.
В магазине «Сувениромания» заявили, что стоимость сувенирной продукции в последнее время выросла.
«Резкое ослабление курса рубля не могло не сказаться на рынке. Однако у нас рост стоимости не привел к существенному падению продаж. В этом году самым большим спросом пользуются ежедневники с символикой компании», — сообщили в магазине.
В сувенирной компании «Семицвет» сообщили, что за последние две недели цена на продукцию в среднем увеличились на 20-30%.
«Значительная часть продукции поставляется из Китая в долларах США. В этом году мы наблюдаем особый интерес клиентов к компьютерным сувенирам с символикой: флешкам, зарядным устройствам, стилусам и т.д.», — сообщила УрБК представитель сувенирного сервиса «Семицвет».
В магазине «Дом сувениров» также зафиксировали некоторое изменение предпочтений потребителей, а также констатировали существенное снижение продаж.
«Объемы реализованных сувениров снизились примерно на 10-20%, по сравнению с аналогичным периодом 2013 года. Хотела бы отметить, что в Новый год нередко бывают случаи, когда адресат получает сразу несколько одинаковых сувениров. Поэтому ежегодно список наименований праздничных, и, в частности, новогодних сувениров изменяется, и довольно существенно», — сообщила УрБК менеджер магазина «Дом сувениров» Наталья Сметанина.
По ее словам, в последнее время среди новогодних сувениров все большую популярность приобретают высокотехнологичные игрушки.
«Классические новогодние аксессуары (елочки и елочные шары, деды Морозы и снегурочки и т.д.), разумеется, постоянно сохраняют свои позиции в новогодних каталогах, однако от года к году может изменяться их цветовое и дизайнерское решение», — уверена Наталья Сметанина.
Еще одна тенденция, которая наблюдается на рынке — всплеск спроса на функциональные подарочные наборы. Сейчас, по сути, любой предмет можно оформить в виде бизнес-подарка.
«К примеру, несколько лет назад ни у кого даже не было мысли рассматривать в качестве делового сувенира комнатные часы, кошелек или каску. А ведь на них можно нанести логотип, упаковать и подарить партнеру. В принципе, это можно сделать практически с любым бытовым предметом», — сообщили в компании «Дом сувениров».
Несмотря на расширение производственной линейки, на рынке наблюдается стагнация. По мнению экспертов, это обусловлено тем, что многие компании в последнее время из-за кризиса начали урезать свои рекламные бюджеты.
«Из-за низкой деловой активности в сфере услуг заказы на рекламу снижаются, что отражается на выручке рекламодателей. Для улучшения ситуации необходимо ускорение темпов экономического роста и увеличение деловой активности, особенно в сфере услуг и потребительской секторе, поскольку реклама направлена именно на этот сегмент рынка», — сообщила аналитик ИК «Русс-Инвест» Мария Шишкина.
По словам экспертов, рекламный рынок как «лакмусовая бумажка» отражает состояние на других рынках. Из-за кризиса некоторые агентства ощущают существенное падение спроса: часть компаний уже сократила бюджет, другие — совсем перестали заказывать рекламу.