Статьи
03.12.2014

Бренда нет: дизайнеры Екатеринбурга не хотят разрабатывать логотип города бесплатно

Изображение студии Артемия ЛебедеваЛоготип, который разработала Студия Артемия Лебедева, заставил вновь искусствоведов, архитекторов и дизайнеров Екатеринбурга вернуться к вопросу об узнаваемости и брендировании города. В итоге обсуждение самого события появления графического символа муниципалитета от столичных специалистов свелось к тому, что зеленая буква «Е», похожая на вензель императрицы Екатерины II, неприемлема. Однако никакой альтернативы екатеринбургские дизайнеры сами предложить не могут. Несмотря на то, что есть идеи и понимание того, что городу нужны не только официальные символы в виде герба и флага.

Проблема идентификации города в масштабах России обсуждается давно, о чем УрБК уже неоднократно писал. В последнее время город позиционировался как удобная торговая и финансовая площадка, однако это не привело к развитию какого-либо сложившегося и узнаваемого образа среди других муниципалитетов. И спустя 23 года после распада СССР про Екатеринбург до сих пор могут сказать, что это город, где убили последнего российского императора и потребляют больше всего майонеза на душу населения. Очередным витком для разговора о графическом бренде города стала инициатива дизайнера Артемия Лебедева сделать логотипом Екатеринбурга зеленую букву «Е», которая похожа на вензель императрицы Екатерины II.

Она тут же подверглась критике как со стороны горожан, так и со стороны художников, архитекторов и дизайнеров. Если оставить за скобками все выпады и обвинения в плагиате, которые звучали в адрес московского дизайнера, то наиболее емко выразил мнение профессор УрГАХА, дизайнер Леонид Салмин.

Он считает, что сам факт отсылки к прошлому, хотя речь идет по большому счету не о Екатерине II, а о Екатерине I, так как в честь нее назван город, является ретроориентированным. «Из прошлого будущее не делается», — считает Леонид Салмин.

С ним согласился основатель издательства TATLIN Эдуард Кубенский, который отметил, что такая постановка вопроса не затрагивает историю Екатеринбурга после событий 1917 года. «Хотя, может быть, «Е» — это не только Екатерина. Может быть, это имелся в виду Ельцин?», — пошутил он.

Тем не менее оба они сошлись во мнении, что предложение Артемия Лебедева дало повод вернуться к разговору о бренде города, который ведется уже больше десяти лет. При этом они отмечают, что логотип для муниципального образования, который отличен от официального герба или флага, достаточно широкое понятие, чем просто торговая марка, которая не несет никакой смысловой нагрузки.

Однако у культурного сообщества Екатеринбурга есть идеи, которые могли бы быть воплощены в бренде города. К примеру, директор Уральского филиала ГЦСИ Алиса Прудникова отметила, что подобные инициативы активно обсуждались, когда шла подготовка к защите заявки города на проведение выставки ЭКСПО-2020.

«Тогда стоял вопрос: «Что мы можем предложить в качестве символа города?». На тот момент мы могли представить только Павильон каслинского литья, который находится в Музее изобразительных искусств. Однако мое мнение, что Екатеринбург — это все же советский проект, конструктивистский», — сообщила Алиса Прудникова.

Директор музея изобразительных искусств Никита Корытин, наоборот, считает, что в логотипе города должен быть отражен дух времени правления Петра I.

«Это должен быть металл, строительство, административный хребет страны. Путь же логотипизации по буквам и персонам — это тупиковый путь. И беда города в том, что мы слишком долго думаем о нашей идентичности. Кроме того, городские дизайнеры сейчас работают на достаточно высоком уровне и не готовы что-либо делать без гонораров», — отмечает Никита Корытин.

Сами же дизайнеры Екатеринбурга открытым текстом говорят об этом же и заявляют, что нет заказа на логотип со стороны властных структур. Тот же факт, что половина Екатеринбурга и они в том числе уже второй день обсуждают инициативу Артемия Лебедева, объясняется его популярностью в медиа-сфере.

При этом директор агентства StreetArt и куратор фестиваля «Стенография» Евгений Фатеев заявил, что горожан о создании бренда муниципалитета никто не спросил.

«Этому городу навязать ничего нельзя. Разработки же бренда у городских дизайнеров уже есть», — отметил он.

Однако никто из горожан их никогда и не видел. А тот значок, который был разработан и воплощен, когда Екатеринбург боролся за заявку на проведение выставки ЭКСПО-2020, у того же Евгения Фатеева не вызывал никаких положительных оценок.

Таким образом, получается, что дизайнерское сообщество Екатеринбурга, несмотря на все свои достижения, не заинтересовано в разработке логотипа сугубо по материальным причинам, то есть из-за отсутствия заказа со стороны властных структур.

С другой стороны, они сами же считают, что нужно знать мнение горожан, которым не нужно ничего навязывать. Однако позиция жителей Екатеринбурга должна на чем-то основываться, а до сегодняшнего дня широкая общественность не ознакомлена с какими-то наработками бренда муниципалитета за авторством местных дизайнеров.

Что мешает это сделать в качестве гражданской инициативы или даже из чувства местечкового патриотизма — непонятно. Особенно учитывая то, какое количество СМИ и сколько площадок для проведения пресс-конференций сконцентрировано в Екатеринбурге.

Таким образом, прав Леонид Салмин, который считает, что дискуссии о брендировании Екатеринбурга затянулись больше, чем на десять лет, по сути, только из-за проблемы воли дизайнерского сообщества.

Казалось бы, при чем тут популярность Артемия Лебедева?
Вернуться в раздел » Статьи
Материалы по теме
03.12.2014 Коротко о событиях дня

В 12:00 в ТАСС состоится пресс-конференция, посвященная кризису на ООО «Концерн Уральский текстиль» - крупнейшем ...

08.07.2014 На выставке «Иннопром-2014» обсудят будущее музеев Екатеринбурга

УрБК, Екатеринбург, 08.07.2014. На стенде Екатеринбурга в рамках международной промышленной выставки «Иннопром-2014» 10 ...

13.07.2012 Логотип Екатеринбурга: надежды города не оправдаются

Администрация Екатеринбурга не оставляет попыток продвинуть город в федеральном и мировом информационном пространстве, ...

12.07.2012 Судьба логотипа: не то, не так и не вовремя?

Екатеринбуржцам предложили 6 вариантов на выбор ...

11.07.2012 Директор РА «Восход» Ирина Крафт: логотип города должны выбирать профессионалы

УрБК, Екатеринбург, 11.07.2012. «Логотип города, конечно, должны выбирать профессионалы, а не жители города. Ведь ...